Адвентистские медийщики готовятся преодолеть информационный вакуум

Консультативное совещание руководителей Отдела информации Украинского униона

Репортаж о Консультативном совещании руководителей Отдела информации Украинского униона.

Киев. 6:30. Обледенелое «монастырское подворье» Украинского униона. Говорю дежурному, что приехал на совещание информационного отдела. Он: «Вы не из Харькова?» «Откуда Вы знаете?» «На книжке видел». Пока размышляю о пользе написания книг, он проводит меня в теплый корпус.

9:30. Горячий завтрак добавляет сил. В верхнем зале, где будет проходить совещание, 11 градусов тепла. Что свежесть не даст задремать – утешает слабо. Предлагаю захватить в «холодную горницу» хотя бы один чайник с кипятком. Натягиваю теплые вещи.

В обдуваемой зоне работающих обогревателей сидят Юрий Кузьменко и координаторы информационных отделов девяти конференций Украины. Впервые в таком совещании принимает участие Иван Островский — руководитель ИО Евро-Азиатского дивизиона.

10:00. Входит Виктор Алексеенко, президент Украинского униона. «То, что вы пишете, читается. То, что вы делаете — нужно», — говорит он. Виктор Владимирович объясняет встречающееся непонимание нужды в информационном служении психологическим вакуумом, сложившимся еще в советское время. Верующие не могли получать образование, поэтому считали «книжную мудрость» лишней для христианина. Политический заказ на образ протестантизма как «чуждой веры» перешел из советской пропаганды в современное медийное пространство. «Ваша задача — преодоление этого информационного вакуума, насыщение медийного поля библейской информацией», — сказал президент.

Иван Островский проповедует без записей. Солидный мужчина с компьютером-планшетом подмышкой, умеет запросто начать открытый разговор. По его словам, люди уходят из церкви, если не нашли в ней живого Бога — единственного Врача, способного исцелить их жизни. Они могут найти в ней что угодно другое, но вне Божьей больницы — Церкви — Врача тем более нет.

Иван Иосифович иллюстрирует слова Христа «Без Меня не можете делать ничего» математическим правилом: любое число, помноженное на нуль, равняется нулю.

Юрий Кузьменко с профессорской методичностью, гармонирующей с его интеллигентской бородкой, представляет участников совещания и проводит жеребьевку. Подозреваю, читатель догадался, кто, перевернув свою бумажку, увидел на ней розово-фломастерное «Писать статью» (об этом совещании).

На семинаре Иван Островский передает впечатления от поездок по постсоветскому пространству. Русский язык исключен из школьных программ в большинстве стран Центральной Азии и Закавказья. Уровень религиозной свободы повсеместно снижается. Славяне массово мигрируют из этих стран. Постоянно изменяется законодательство о религиозных организациях. В ряде государств из-за этого практически невозможно зарегистрировать общину, а деятельность незарегистрированных церквей запрещена в любом виде. Без религиозной свободы информационная прозрачность оборачивается против Церкви, когда, например, после репортажа об успешной работе адвентистского реабилитационного центра местные представители религиозного большинства используют опубликованные данные, чтобы препятствовать работе этого учреждения.

Малочисленность и ресурсная скудость местных общин вынуждает переориентировать работу информационного отдела Евро-Азиатского дивизиона. По этой причине создали единый медиацентр ЕАД, в состав которого вошли радиоцентр «Голос надежды», заочная библейская школа, телеканал «Надежда» и интернет-служение. Медиацентр призван предотвратить дублирование работы разных СМИ Церкви и помочь национальным подразделениям готовить информационный продукт на местных языках.

Иван Островский раздает участникам совещания первый номер журнала «Адвентистский вестник» за 2012 год. У издания осовременили дизайн, краски стали ярче, внутренние страницы занимает дайджест переводных статей журнала «Адвентистский мир», новости подаются в виде аналитических статей. Уменьшился объем материалов, возросло их количество. Информация подается убористей, в виде небольших блоков. Большинство публикаций имеет систему подрубрик, врезки, ключевые мысли выделяются другим цветом. Иван Иосифович говорит, что настоял на удалении из журнала новостных сообщений, которые поступают теперь в еженедельную электронную газету ЕАД «День за днем».

Всё больше адвентистских изданий доступно для скачивания как приложения для коммуникаторов Apple; идет их оптимизация для платформы Android. В конце февраля планируется запуск новой версии дивизионного сайта adventist.ru.

Юрий Кузьменко не впервые призывает к самообразованию, раздавая участникам материалы семинаров. Учит, как представить в общинах цели и методы информационного отдела.

Семинар «Особенности репортажа на религиозную тематику» я начал с фрагмента книги Ли Стробела «Христос под следствием», где автор описывает свой опыт работы журналистом криминальной хроники в газете «Чикаго трибьюн». Прочитав отрывок детективного сюжета, мы с коллегами определили, что репортажи легче писать на «благодарном» (интересном) материале и хочется читать увлекательные истории. Лучше всего читательский интерес поддерживают необычная тема, необычный взгляд на привычные вещи, (быстрое) развитие событий, тайна, неожиданность, приключение (противостояние, противоречие, преодоление). Интересно читать о знакомых либо чем-то выдающихся людях, когда в истории на кон поставлены жизненные интересы и ценности человека и когда рассказчик излагает события, которые видел сам.

Главное препятствие к увлекательности религиозных репортажей — их ориентация на описание религиозных ритуалов, будь то богослужения, праздники или фестивали. Ритуал — повторяющееся событие, которое интересно либо наблюдать как экзотическое действо, либо участвовать, когда глубоко вчувствуешься в его суть. Читают о ритуалах либо неверующие — из праздного интереса, либо верующие — потому что религия стала неотъемлемой частью их жизни. Но рано или поздно либо неверующий пресытится этой темой и оставит ее, либо станет верующим и начнет участвовать в обрядах, а не читать о них.

Чтобы сделать интересными репортажи о церковной жизни, стоит преломлять религиозный обряд через ощущения и поступки человека, искать Божью роль в этом обряде, анализировать, как обряд может повлиять на человека, церковь, общество, мир, описывать обряд человеческим языком: разговорным стилем и доверительной интонацией. Необходимо также понять, какие вопросы ставит к этой теме читатель, и отвечать на них. Наконец, вводить в репортаж характеристики свидетельства — самого популярного и читабельного жанра церковной прессы. Он соединяет в себе большинство черт хорошей истории: личностное начало, открытый финал, элемент непредсказуемости, эмоциональный фон, призыв к сопереживанию, Божье вмешательство, т. е. чудо, преодоление внутренних и внешних препятствий, хеппи-энд.

На практической части участники письменно отвечают на вопросы к предложенному репортажу, оценивая его читабельность. Просматривая попавшийся ему текст, Юрий Кузьменко несколько раз восклицал «Вот это да!», «Ну и ну!», и я радовался такой реакции весьма сдержанного человека. Как выяснилось, Юрий Григорьевич удивлялся… безграмотности репортера. Первыми ответили на вопросы теста Александр Топал (Восточная конференция), Олег Алексеев (Западная) и Наталья Ластюк (Южная) и получили символические призы.

Напоследок Юрий Григорьевич поручает участникам организовать съемку и написание репортажей о каждом крещении спутниковой программы «А что, если да?» в Украинском унионе.

Максим Балаклицкий, Фото: Юрий Кузьменко.