Свобода от структуры не значит свобода от проблем

Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному. 1 Тим. 1:3.

У первых христиан могла быть небольшая формальная структура, но они, возможно, не чувствовали нужды в ней — Иисус должен был скоро вернуться. Но Иисус не пришел так скоро, как они ожидали. Это послужило причиной проблем в церкви, о которых нужно было заботиться.

Когда Павел писал свои пасторские послания (1 Тимофею, 2 Тимофею и Титу), ему пришлось иметь дело с механизмами, позволяющими сохранять порядок в общине. Адвентизм прошел через похожий опыт.

Уже в сентябре 1849 года мы застаем Джеймса Уайта за дискуссией о необходимости финансовой поддержки путешествующих проповедников движения и «временного отстранения» одной женщины «от братского общения».

Затем в марте 1850 года, в контексте замечаний, касающихся человека, которого, как он верил, Бог не призывал быть странствующим проповедником, Джеймс писал о необходимости двигаться в «евангельском порядке». Заботы его жены выглядели похоже.

В декабре 1850 года она писала: «Я видела, что все небесное пребывает в совершенном порядке. Ангел сказал: “Посмотрите, Христос есть голова; двигайтесь в порядке, двигайтесь в порядке. Все делайте осмысленно”. Ангел сказал: “Посмотрите и познайте, как совершенен, как прекрасен порядок на небе; следуйте ему”».

Далее она говорит о фанатизме и о тех, кто был исключен из членов церкви по причине недостойного поведения. В заключение она отмечает, что «если бы Израиль [т. е. Церковь] двигался неуклонно вперед, идя в соответствии с библейским порядком, он был бы грозным, как полки со знаменами» (Рукопись 11, 1850).

Обеспокоенность Джеймса и Елены Уайт в отношении организации выглядят в сущности одинаковыми. Оба боялись беспорядка, фанатичных и неуполномоченных представителей внутри зарождающегося субботнего движения.

Кроме того, в начале 1850 года наблюдается быстрый рост численности членов движения, привлеченных проповедью соблюдающих субботу. За три коротких года численность сторонников движения резко поднялась с около 100 человек до более чем 2 000 в 1852 году.

Это хорошо, что церковь росла, но вместе с тем возникли новые проблемы и трудности. Не имея структуры выше уровня общины, например, разрозненные группы соблюдающих субботу стали легкой добычей фанатиков и самозваных проповедников.

Помоги нам, Отче, научиться ценить значение упорядоченной структуры в Твоей работе, как и в нашей личной жизни.