Урок 10. 31 мая – 6 июня. Христос, закон и заветы

"Христос и Его закон" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2014 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надiя

CШ II квартал 2014 год (PDF, 2.2 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.6 MB) Аудио Урок 10 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 562 MB)

Библейские тексты для исследования:

Быт. 9:12–17; 17:2–12; Гал. 3:15–28; Втор. 9:9; Евр. 10:11–18; Евр. 9:15–28.

Памятный стих:

«И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:15).

Божье изначальное решение спасти человечество открывалось на протяжении веков в заветах. Хотя Библия говорит о заветах во множественном числе (Рим. 9:4; Гал. 4:24; Еф. 2:12), на самом деле есть только завет благодати, в рамках которого грешникам даруется спасение не по их заслугам, а по заслугам Иисуса, которые предлагаются всем, желающим принять их верою. Множественное число заветы просто означает, что Бог осуществляет Свои спасительные цели, вновь утверждая завет различными путями, чтобы в разное время и при разных обстоятельствах отвечать на нужды Своего народа. Итак, существует только один завет — вечный завет Божьей спасающей благодати.

Сердцем этого завета является неизменная, верная любовь нашего Господа, любовь, которую Библия даже приравнивает к самим заветам (см. Втор. 7:9; 3 Цар. 8:23; Дан. 9:4). В рамках этого завета Бог призывает Свой народ повиноваться Его закону, считая его не средством спасения, а плодом спасения. Закон и благодать всегда находились в центре Божьего вечного завета.

Завет — это соглашение между двумя сторонами, основанное на обещаниях, данных либо одной, либо обеими сторонами. Существует два основных способа вступить в завет. В первом случае обе стороны соглашаются на условия завета и дают обоюдные обещания. Такое происходит в браке, совместном бизнесе и даже при покупке имущества. Во втором случае одна сторона выступает инициатором завета, оговаривая как обещания, так и не подлежащие обсуждению условия, а вторая сторона приглашается вступить в этот завет. В качестве примеров можно привести уплату налогов или поступление в образовательное учреждение. В обоих случаях любая сторона может выйти из завета, но обычно это влечет определенные последствия. (Например, человек, не оплачивающий ипотечный кредит, лишится дома, а гражданин, отказывающийся оплачивать налоги, будет преследоваться в судебном порядке).

Обычно завет скрепляется по меньшей мере одним символом. Например, человек, покупающий дом, ставит несколько подписей на ипотечном договоре в кредитном учреждении, которое сохраняет документы на собственность и следит за тем, чтобы была выплачена вся сумма. Или: женатым людям государство выдает свидетельство о браке. Сам символ не является заветом, но свидетельствует о том, что человек связан договором.

Прочитайте Быт. 9:12–17 и 17:2–12. В чем разница между символом завета и заветом в этих случаях? В чем разница между этими двумя заветами?

В Быт. 9:9–11 сообщается: Бог заключил с творением завет о том, что Всемирного потопа больше не будет. Всякий раз, когда на небе появляется радуга, все должны вспоминать об этом обещании. Что же касается знака обрезания, то он должен был напоминать каждому иудею о роли Его народа в благословении других народов. Один завет был заключен со всем человечеством, другой — только с израильским народом. В завете, заключенном после потопа со всем человечеством, от людей не требовалось выполнения каких-либо условий, обетование было дано независимо от их дел. Но не так обстояло дело с заветом, заключенным с Авраамом и его потомками: люди должны были выполнять свою часть договора.

Заветы основываются на обетованиях. Фактически эти два термина в определенном смысле взаимозаменяемы. Конечно, когда заключается завет, ожидается, что личность, дающая обещание (заключающая завет), в состоянии исполнить обещанное (скрепленное договором).

В ветхозаветные времена некоторые заветы относились к локальным, небольшим делам (см., например, Быт. 31:43–54).

Случай с Иаковом и Лаваном свидетельствует, что заветы могут быть союзами или соглашениями, заключенными между сообществами. Памятник в Мицпе должен был служить символом союза, заключенного только между двумя кланами. Когда связанные этим союзом люди умерли, его условия утратили свое значение. Но в отличие от этого завета, заключенного между людьми, заветы, которые заключил Яхве с Ноем и Авраамом, имеют непреходящее значение.

Как отрывок Гал. 3:15–28 помогает объяснить более масштабный характер завета, заключенного с Авраамом?

В Библии описано несколько универсальных заключенных Богом заветов, в которых Он дает обетования, относящиеся ко всему человечеству. Признавая, что вся земля пострадала от потопа, Яхве обещает: Он не позволит, чтобы Его творение снова было уничтожено потопом. В случае с Авраамом Бог видел нужду людей в праведности, поэтому пообещал даровать всем народам земли благословение через семя Авраама (Быт. 22:18).

Хотя на Синае Бог заключил завет с конкретным народом, этот завет также имеет универсальное значение. Бог очень четко обозначил, что любой иноплеменник может стать частью избранного народа (Исх. 12:48, 49), а миссия Израиля заключалась в том, чтобы быть светом Евангелия миру (Исх. 19:5, 6).

Как лично вы понимаете ваши построенные на завете взаимоотношения с Богом? То есть что пообещал вам Бог и какого отклика на эти обетования Он ожидает с вашей стороны?

Кроме обетований, на которых основан завет, обычно имеются и условия, которые нужно принять прежде, чем будут исполнены обетования. Условие завета Бога с Авраамом оговорено в Быт. 17:1: «Ходи предо Мною и будь непорочен». Кроме того, этот завет включал в себя обряд обрезания всех представителей мужского пола в доме Авраама и его потомков. Когда Яхве заключал завет с Израилем, Он лично написал на каменных скрижалях условия построения взаимоотношений (Втор. 9:8–11). Эти требования, выраженные в Десяти заповедях, должны были формировать основу Божьего вечного завета со всеми людьми.

Поскольку Десять заповедей детализируют определенные условия завета, каменные скрижали с этими заповедями часто называют «скрижалями завета» (Втор. 9:9). Десять заповедей — это не полоса препятствий, созданная для того, чтобы затруднить жизнь вступивших в завет с Богом; напротив, как выражение Божьей любви заповеди были даны ради блага вступивших в отношения завета со своим Господом.

Каким образом тексты Иер. 31:31–34 и Евр. 10:11–18 подтверждают непреходящую природу Божьего закона в Новом Завете?

Согласно условиям Ветхого Завета, заключенного у горы Синай, израильтяне и присоединившиеся к ним иноплеменники должны были продемонстрировать верность завету, соблюдая Десять заповедей. В случае нарушения заповеди от них ожидалось принесение жертвы, если они хотели получить прощение своих грехов.

В новом завете, заключенном у горы Голгофы, от народа Божьего по-прежнему ожидается соблюдение Десяти заповедей. Однако если верующий согрешит, ему уже не нужно совершать жертвоприношение, поскольку Иисус является его достаточной и совершенной жертвой (Евр. 9:11–14). Новый завет намного лучше ветхого, ибо теперь мы верой принимаем обетования прощения, дарованные нам жертвой Иисуса. «Наша надежда только в пребывании в завете Авраама — завете благодати по вере во Христа Иисуса» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1077).

Как Божий закон может быть записан в сердце? Каким образом такое понимание отличается от восприятия Божьего закона как свода правил, которые нужно выполнять?

Нарушение определенных библейских заветов влекло за собой серьезные последствия. Яхве предупредил Авраама, что любой необрезанный мужчина будет истреблен из избранного народа (Быт. 17:14), а на отказывающихся выполнять условия Синайского завета была направлена литания проклятий (Втор. 27:11–26). В конечном итоге нарушители условий завета будут наказаны смертью (Иез. 18:4). Это же касается и нового завета: отказывающиеся соблюдать закон Божий лишаются вечной жизни (Рим. 6:23).

Прочитайте Евр. 9:15–28. Как в этих стихах открывается Евангелие?

В Евр. 9:15–28 повторяется евангельское повествование, поскольку провозглашается роль Христа в исполнении обетований для верующих. Стих 15 указывает на то, что Иисус является Ходатаем нового завета; благодаря Своей смерти Он предлагает вечную жизнь тем, кто иначе наследовал бы вечную погибель.

В стихах 16 и 17 некоторые переводы Библии вместо слова «завет» используют слово «завещание», хотя здесь стоит то же греческое слово. Это подчеркивает идею смерти, смерти Иисуса ради нас. Рассматривая данный отрывок в таком контексте, мы понимаем, что он напоминает верующим: без Христа завет требует смерти каждого грешника. Однако грешник может быть покрыт и затем очищен пролитой кровью Христа и благодаря этому находиться среди «ожидающих» Его возвращения (Евр. 9:28).

«Тогда мы узнаем, что наша праведность действительно подобна запачканной одежде и что только Кровь Христа может очистить нас от скверны греха и обновить наши сердца по Его подобию» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 29).

Сам Бог в лице Иисуса понес на Себе наказание за наши грехи, чтобы уберечь нас от заслуженного нами наказания. Что это говорит нам о характере Бога и почему мы можем доверять Ему независимо от обстоятельств?

Во многих случаях люди могут пользоваться обетованиями завета даже до того, как выполнены все условия. Например, человек, покупающий дом, имеет возможность жить в этом доме до того, как за него полностью заплачено. Также гражданин пользуется услугами, предоставляемыми государством, еще даже до того, как начнет платить налоги. Вступившие в завет с Богом также могут пользоваться преимуществами завета до того, как обетования осуществятся в будущем.

Подумайте, например, о Десяти заповедях и о том, скольких страданий и боли люди могли бы избежать, если бы просто следовали им. Кто на личном опыте не переживал душевной боли, ставшей результатом нарушения этих заповедей? Кроме того, не всегда страдание затрагивает только нарушителя закона; часто другие, особенно самые близкие грешнику люди также страдают.

Согласно приведенным текстам, какие еще преимущества можно обрести уже теперь, находясь в отношениях завета с Иисусом?

2 Кор. 4:16–18         

1 Ин. 5:11–13            

Флп. 1:6        

Ин. 5:24                    

В Евангелии от Иоанна приведены сильные слова Иисуса о том, что принимающие Его уже «перешли от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Верующий настолько уверен в своем спасении, что, еще пребывая на земле, может верою восседать «на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6).

Если бы кто-то спросил вас: «Что значит уже сейчас восседать с Иисусом на небесах?», что бы вы ответили и почему?

Для получения большей информации по теме данного урока читайте в книге Э. Уайт «Дивная благодать Божия» главу «Завет благодати» (с. 131–137).

«Тот же самый завет был обновлен с Авраамом в обетовании „и благословятся в семени твоем все народы земли” (Быт. 22:18). Данное обетование указывало на Христа. Авраам понимал это и верил в прощение грехов во Христе. Эта вера вменилась ему в праведность. Завет с Авраамом также утверждал авторитет Божьего закона… Завет с Авраамом был скреплен кровью Христа и назван „вторым” или „новым” заветом, потому что кровь, которой он был скреплен, была пролита после крови первого завета… Завет благодати — не новая истина, поскольку он существовал в Божьем плане от вечности. Поэтому он назван вечным заветом… Мы можем иметь надежду, только вступив в Авраамов завет, который есть завет благодати по вере во Христа Иисуса» (Э. Уайт. Вера, которой я живу, с. 75).

Вопросы для обсуждения:

Что в стихах Исх. 31:16 и Ис. 56:4–6 говорится о важности субботы в контексте завета? См. также Иез. 20.

Нередко можно услышать, что ветхий завет, заключенный с Авраамом, был заветом дел в отличие от нового завета, завета благодати. Почему эта идея ошибочна? Какие библейские тексты вы можете привести относительно того, что это всегда был завет благодати, а не дел? Хотя в Еф. 1:4 нет фразы «вечный завет», каким образом эта фраза помогает нам понять, почему он так назван?

Бог пообещал, что больше никогда не погубит мир потопом. Символом этого обетования служит радуга. Если, как полагают некоторые люди, Потоп носил локальный характер, то почему это компрометирует Божье обетование? Почему идея о том, что Потоп не был всемирным, является серьезным нападением на библейскую истину? В конце концов, посмотрите на все локальные наводнения, которые имели место после Потопа. Если Ноев потоп был лишь локальным, как воспринимать другие локальные наводнения в контексте Божьего обетования завета?