Учение о вечных муках и адвентистский взгляд на посмертное воздаяние

В Священном Писании о вечности грядущего наказания для грешников говорится неоднократно и вполне определенно:

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2);

«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46);

«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:29);

«Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа… подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фес. 1:8, 9).

Святоотеческое видение загробной участи человека можно охарактеризовать как симметричное. Вечному раю соответствует вечный ад, вечному бытию с Богом соответствует вечное бытие без Бога.

Уничтожение сатаны и грешников. Адвентистский взгляд

Сразу после оглашения приговора сатана, его ангелы и люди, последовавшие за ним, подвергнутся наказанию. Они должны умереть вечной смертью. «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал всех», отвергнувших спасение (Откр. 20:9). Даже поверхность земли за стенами города расплавится, превратившись в безбрежное море огня для совершения «суда и погибели нечестивых» (2 Петр. 3:7). «День мщения у Господа » (Ис. 34:8), в который Он совершит «чудное Свое действие» (Ис. 28:21) — уничтожение врагов своих, — наступил. Апостол Иоанн сказал: «И кто не был записан в Книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:15). Эта же участь постигнет диавола и его сообщников (Откр. 20:10). Из контекста всей Библии видно, что эта смерть «смерть вторая» (Откр. 21:8), которой подвергнутся нечестивые, означает их полное уничтожение. А как же тогда быть с теорией о вечно пылающем аде? Внимательное исследование показывает, что Библия не учит о таком аде или о бесконечном мучении.

Ад

Согласно Библии, ад — это «место и состояние наказания и уничтожения вечным огнем во второй смерти тех, кто отверг Бога и спасение, предложенное в Иисусе Христе».

Во многих английских переводах Библии слово «ад» употребляется для перевода древнееврейского «шеол» и древнегреческого «гадес». Эти слова обычно обозначают могилу, где умершие — как праведники, так и нечестивые – ожидают в бессознательном состоянии дня воскресения (Откр. 25). Поскольку современное представление об аде так сильно отличается от того, что подразумевают эти древнееврейский и древнегреческий термины, то последние переводы Библии избегают слова «ад» и попросту транслитерируют (транслитерация — передача букв одной письменности посредство букв другой письменности — прим. ред.) древнееврейское слово как «шеол», а древнегреческое — как «гадес». А вот древнегреческое слово «геенна», которое в английских переводах Нового Завета также переведено словом «ад», обозначает место наказания нераскаявшихся огнем. Таким образом, в Библии «ад» не всегда имеет одно и то же значение. Пренебрежение этими различиями не раз приводило к большой путанице. «Геенна» происходит от древнееврейского «Га Хинном», т.е. Долина Енномова, расположенная к югу от Иерусалима. Здесь израильтяне совершали языческий обряд сожжения детей в жертву Молоху (2 Пар. 28:3; 33:1, 6). Иеремия предсказывал, что в наказание за такой грех Господь сделает это место «Долиной убийства», в которой будут хоронить трупы израильтян до тех пор, пока в ней уже не будет хватать места.

Оставшиеся тела будут служить «пищей птицам небесным» (Иер. 7:32, 33; 19:6; Ис. 30:33). Без сомнения, пророчество Иеремии побуждало израильтян считать «Ге Хинном» местом суда над нечестивыми, местом наказания, позора и мерзости. Согласно поздней раввинской традиции, это было местом для сжигания трупов и мусора. Иисус использовал огонь Еннома как образ адского огня (см. Мф. 5:22; 18:9). Таким образом, огонь Еннома символизировал истребляющий огонь последнего суда. Христос утверждал, что это пламя будет участью грешников после смерти (Лк. 12:5) и что ад уничтожит как тело, так и душу (Мф. 10:28). Какова же природа адского огня? Горят ли люди вечно в аду?

Участь нечестивых

Согласно Писанию, Бог обещает вечную жизнь только праведным. Плата за грех — смерть, а не вечная жизнь в аду (Рим. 6:23). Писание учит, что нечестивые будут «истреблены» (Пс. 36:9, 34), что они погибнут (Пс. 36:20; 67:2). Они не будут вечно жить в сознательном состоянии, а будут сожжены (Мал. 4:1; Мф. 13:30, 40; 2 Петр. 3:10). Они будут истреблены (Пс. 144:20; 2 Фес. 1:9; Евр. 2:14), они исчезнут (Пс. 103:35).

Вечное наказание

Когда речь идет о наказании нечестивых, в Новом Завете употребляется слово «вечный». Так переводится древнегреческое слово «айониос». Это определение применяется как по отношению к Богу, так и к человеку.

Чтобы избежать недоразумений, необходимо помнить, что «айониос» — это относительный термин и его значение зависит от того слова, которое он определяет. Поэтому, когда Писание употребляет слово «айониос» («вечный») по отношению к Богу, оно означает, что Он обладает бесконечностью бытия, ибо Бог бессмертен. Но когда это определение употребляется по отношению к смертным человеческим существам или к тленным вещам, оно обозначает лишь то время, пока человек живет, а вещь существует. Например, в Послании Иуды, в 7-м стихе сказано, что Содом и Гоморра подверглись «казни огня вечного». Однако эти города не горят сегодня. Апостол Петр сказал, что огонь превратил эти города в пепел, осудив их на истребление (2 Петр. 2:6).

«Вечный» огонь пылал до тех пор, пока не осталось уже ничего, что могло бы гореть, а затем погас (см. Иер. 17:27; 2 Пар. 36:19). Подобным образом, когда Христос говорит об «огне вечном» (Мф. 25:41) для нечестивых, то имеет в виду, что этот огонь будет «неугасимым» (Мф. 3:12). Только тогда, когда уже нечему будет гореть, он погаснет. Когда Христос говорил о вечном наказании, о «муке вечной» (Мф. 25:46), Он не имел в виду вечного наказания. Он имел в виду то, что «вечная жизнь (которую будут праведные иметь) будет продолжаться в течение бесчисленных веков вечности; а наказание (которому подвергнутся нечестивые) тоже будет вечным — но не вечным продолжением страдания в сознательном состоянии, а наказанием абсолютным и окончательным. Конец тех, кто подвергнется этому наказанию – смерть вторая. Это вечная смерть, после которой не будет, да и не может быть воскресения».

Когда в Библии говорится о «вечном искуплении» (Евр. 9:12) и «вечном суде» (Евр. 6:2), то подразумеваются вечные последствия искупления и суда, а не бесконечная продолжительность искупления и суда. Точно так же, когда речь идет о вечном наказании, имеется в виду результат, а не процесс наказания. Смерть, которая постигнет нечестивых, будет окончательной и вечной.

Принцип наказания

Смерть как наказание — это окончательный результат греха. Вследствие своих грехов все, отвергающие спасение, предлагаемое им Богом, погибнут навеки.

Но некоторые люди совершили чудовищные грехи, с дьявольским наслаждением причиняя страдания другим, а другие жили сравнительно нравственной, мирной жизнью, и главная их вина в том, что они отвергли спасение, дарованное во Христе. Справедливо ли было бы подвергать их одинаковому наказанию? Христос сказал: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказание, бит будет меньше.

И от всякого, кому дано много, много потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:47, 48). Несомненно, те, чье восстание против Бога было более открытым, те пострадают больше. Однако необходимо понимать суть этих мучений в свете «второй смерти», постигшей Христа на кресте. Там Он понес грехи всего мира. Ужасное разделение с Отцом, ставшее следствием греха, было причиной Его агонии – этих душевных мук, не поддающихся описанию. Такие же страдания постигнут погибающих грешников. Они пожинают то, что сеяли не только при жизни, но и при последнем разрушении.

В присутствии Божьем испытываемое ими чувство вины за совершенные грехи вызовет у них неописуемую агонию. Чем больше вина, тем сильнее будут мучения. Сатана, первопричина и подстрекатель ко греху, будет страдать больше всех.

Описывая день Господень, когда все следы греха будут уничтожены, апостол Петр сказал: «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10).

Огонь, истребляющий нечестивых, очистит землю от скверны греха. Из руин этой земли Бог произведет «новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21:1). С этой очищенной и воссозданной земли — вечного дома искупленных — Бог навсегда сотрет печаль, боль и смерть (Откр. 21:4). Проклятие, которое навлек на нее грех, будет снято (Откр. 22:3).

В ожидании грядущего дня Господня, в который грех и нераскаявшиеся грешники будут уничтожены, апостол Петр обращается ко всем людям: «Какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия?». Основывая эту свою надежду на обетовании о возвращении Христа, он утверждает: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2 Петр. 3:11—14).

Новая земля, на которой обитает правда, будет служить вечным домом для искупленных и совершенной средой для вечной жизни, любви, радости и умножения познаний в присутствии Божием. Сам Бог будет обитать со Своим народом, страдания и смерть исчезнут навсегда.

Закончится великая борьба, и грех больше никогда не повторится. Все одушевленное, существующее во Вселенной, будет провозглашать, что Бог есть любовь. Он будет царствовать вовеки (Основные положения вероучения Церкви Адвентистов Седьмого Дня)

Заключение

Православная церковь учит, что адские муки действительно будут вечными. Грешники будут вечно мучиться в аду за свой грехи.

Адвентистская же позиция заключается в том, что ад — это состояние наказания и уничтожения вечным огнем во второй смерти тех, кто отверг Бога и спасение, предложенное в Иисусе Христе. Человек не будет гореть бесконечно, но последствия вечны. Он умирает второй смертью и никогда больше не будет существовать.

Затем Бог сотворит новое небо и новую землю где будет обитать Он Сам и искупленные, и смерти и греха больше не будет.

Адриан КОЖОКАРУ, бакалаврант богословия