«Его нет здесь — Он воскрес. Вспомните, что Он, еще будучи в Галилее, сказал вам» (Лк. 24:6).
Надпись на надгробном камне может многое сказать о человеке, особенно если она сделана им самим. Например, Томас Джефферсон, государственный деятель в ранней истории Америки, пожелал, чтобы на его гранитном надгробье в Монтичело были написаны следующие гордые слова: «Здесь похоронен Томас Джефферсон, автор Декларации независимости Америки, автор Закона штата Вирджиния о свободе вероисповедания и отец-основатель университета Вирджинии». Можно вспомнить также телеведущего Мерва Гриффина, который хотел, чтобы на его могиле написали: «После этого этого сообщения я уже не вернусь».
Эпитафии, составленные близкими и друзьями умершего, часто содержат информацию из жизни человека как особую память о нем. Однажды я прочитал подобную надпись на красивом кладбище солдат Второй мировой войны на острове Гуадалканал. В несколько стройных рядов выстроились могилы американских солдат, которые отдали свои жизни на том отдаленном берегу ради своей страны. Там было множество эпитафий, но одна из них особенно привлекла мое внимание:
Здесь лежит солдат Аллан Симпсон.
Он жил благородно, сражался отважно, умер охотно.
Что еще может сделать хороший человек?
А какими словами наполнили бы скорбящие ученики надгробную надпись Иисуса? Может быть, такими: «Здесь лежит Добрый Пастырь, Человек, творящий чудеса, Проводник в лучшую жизнь». И это описание было бы истинным, если бы Он остался в гробу, но Он не остался. Потому что Он воскрес! Будда, Конфуций, Заратустра, Мухаммед и все другие религиозные лидеры мирно покоятся в своих пыльных гробницах. Их безжизненные скелеты остаются на местах захоронений, озаглавленных блестящими словами. Но в истории Иисуса все совсем по-другому. Над местом, где Его однажды положили, сияет истина: «Его здесь нет!». Его нет в этом темном гробу, Он воскрес. Но Его дела продолжают говорить о Нем на небе и через нас на земле. Именно так Он обитает в нас. И именно так Он совершает спасение людей.