Не все готовы к молодежным инициативам, в том числе в молитвенном служении

Максим Крупский, ранее пастор студенческой церкви в городе Буча, Киевской области, проводил докторское исследование «Организация молитвенных инициатив в молодежной общине» на базе университета Эндрюса, США. Работая с молодежью, он проводил молитвенные эксперименты. Максим анализировал и пробовал вводить новые молитвенные инициативы, а также воскрешать старые.

— На протяжении пяти лет Вы служили в молодежной церкви. Какая главная цель и задачи вашего исследования?

— В выборе темы исследования участвует не только студент. Это сложный и многогранный процесс. Наша докторская программа была сосредоточена на практических аспектах лидерства. Мы выбирали те проекты, которые можно было осуществить в рамках служения за определенный период. Так и родилась тема, связанная с молитвенными инициативами для молодежи. Проект проводили, чтобы усилить молитвенную жизнь общины. Кстати, программа не подразумевала, что поставленная цель обязательно должна быть достигнута. Как и в любом проекте, который существует не только на бумаге, были корректировки, неудачи и неожиданности. И, наоборот, многое, что удалось осуществить, я не планировал вначале.

Как организовать служение молодежи, ведь молодежь — это своего рода группа риска? Молодому человеку хочется быть взрослым, но у него не получается, он хочет делать великие дела во имя Господне, но ему никто не дает. Это время, когда человек внутренне не может понять, почему так происходит. Чем и как ему помочь в его молитвенной жизни?

— Я бы не согласился, что то, как Вы описываете желание молодого человека служить, совпадает с происходящим в нашей общине. Каждый имел возможности служить. Молодежь была активной в социальном плане, в музыкальных и других инициативах. Меня больше волновал другой вопрос: какое место занимает молитва во всей нашей активности? Это был вопрос не столько к моей команде, сколько ко мне лично. Если наши успехи зависят от Бога, то почему бо́льшую часть времени мы проводим, решая технические нюансы, а молитва, которая реально приносит мир и благословение в духовной сфере, часто остается в пренебрежении?

Осуществляя проект, мы выявили некоторые системные ошибки, которые способствовали такому отношению к молитве. Ей уделяют мало времени во время богослужения, встреч, планирования и в личных душепопечительских встречах. Это и стало причиной, почему в рамках проекта нам пришлось реорганизовывать всю общину. Верующие люди, теряя молитву, как в личной жизни, так и в жизни общины, понемногу свыкаются с этим. Потом кажется, что несколько коротких, порой холодных, молитв во время богослужения — это и есть вся молитвенная жизнь общины.

Во многих церквях 10-15% молодежи тащат на себе все виды служений, остальные же молодые люди или иногда участвуют, или вообще ничего не делают. Они живут по принципу футбольного мяча: пока не толкнешь, не покатится. Как вы считаете, почему так происходит?

— Могу сказать свое личное мнение, но хотелось бы подкрепить его аргументами. За время исследования оказалось, что мы часто предлагаем молодым людям участвовать в определенной активности в роли исполнителей. Мы сами всё придумали, рассказали, как должно быть — а вы выполняйте. Молодых людей давно это не устраивает. Не участвуя на этапе идеи, не чувствуя, что это их детище — они подключаются к деятельности спорадически, под разные призывы и когда есть время. Но когда это их дело, как апостол Павел говорил о благовестии — мое дело (1 Кор. 9:1), то результаты и вовлеченность будут совсем иными. Не все готовы дать место молодым людям творить, предлагать идеи, участвовать в разработке инициатив или программ.

Учитывали ли вы детский и подростковый возраст? По вашему мнению, церковь уделяет достаточно средств и времени на этот возраст, чтобы дети росли духовно?

— Мой проект не был направлен на подростков, мне сложно обсуждать эту тему. Думаю, что молитвенная жизнь этой возрастной группы нуждается в особом ободрении и помощи. Они проходят свои кризисы веры, им нужны горячие молитвы и понимание того, что Бог слышит их. Я думаю, что Церковь имеет достаточно инициатив для детей до 13 лет. Но нужно усилить работу для подростков старшего возраста, когда по исследованиям большинство из них перестает интересоваться общиной, переживает кризис в личной духовной жизни.

Какая работа ведется с молодыми семьями, что касается молитвенных инициатив. У них другая реакция на молитву, чем у не семейной молодежи или это миф?

— Наверное, семейные пары более активны в молитвенной жизни. Если у тебя есть жена или муж, помощь с Неба тебе очень нужна. Сохранять отношения, решать конфликты, обеспечивать семью, воспитывать детей — как без молитвы? С другой стороны, их занятость, постоянная нехватка времени уменьшает их шансы участвовать в молитвенных инициативах. Что ж, пусть тогда их личная молитвенная жизнь будет сильной.

Молодые люди делятся молитвенными опытами после того, как на их религиозную свободу посягнули в школе, институте. Так ли это?

— Думаю, что нет. Во всяком случае, не в Украинском гуманитарном институте. Мы радуемся относительно высокому уровню религиозной свободы. Я думаю, что большинство наших молитвенных опытов связано с той помощью, которую мы получаем от Бога в повседневных делах, а также с удивительными встречами, когда удалось кому-либо рассказать о своей вере. Конечно, перенос экзаменов или рабочих, выпадающих на субботу, — тоже причина для благодарности.

Как ваша работа может послужить церкви?

— Мой проект завершен. В нем описано то, что удалось или не удалось сделать. Послужила ли организация молитвенных инициатив к добру — пусть скажут другие. Для тех, кто прочитает описание проекта, будет полезным познакомиться с библейской аргументацией призывов к молитве и организованного молитвенного служения. Важно осознавать, что реальные перемены в молитвенной жизни группы верующих будут вести к большим переменам в остальных сферах, порой реорганизации всей жизни общины, что было моим самым большим удивлением в рамках осуществленного проекта.

Насколько актуальны ночи бдения среди молодёжи?

— Мне более близки вечера молитвы. Я считаю, что ночь молитвы может иметь большие благословения, когда есть веская причина всю ночь провести в молитве. Когда это всего лишь формат встречи, то ближе к концу это может стать больше сном, чем молитвой или больше общением, чем молитвой. Ведь физические силы тоже истощаются. Или я уже не так молод…

Беседовал Аветик ДАРБИНЯН