Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя», так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр. 13:5, 6).
В одной популярной песне, которую я помню с юных лет, говорится: «Мы все хотим больше, мы хотим больше, мы все хотим больше и больше, и намного больше». Действительно, эта песня о тех, кто чем-то обладает, и о тех, кто, напротив, чего-то не имеет. Пользуясь терминологией апостола Павла, можно сказать, что эта песня — об алчности и довольстве.
Прежде всего давайте уточним, что довольство не подразумевает отсутствия усердия. Не стремиться к чему-то лучшему — значит отрицать идеал совершенства. Дух довольства, на который указывает Павел в Евр. 13:5 и Флп. 4:11, связан не столько с нашей активностью, сколько с обладанием — наличием или, наоборот, отсутствием материальных благ. Апостол учит, как жить с тем, что у нас есть. Однако он не говорит, что мы должны вообще забыть о наших реальных нуждах. Мы просим Бога о насущном хлебе, но со своей стороны трудимся, чтобы его получить. Павел советует фессалоникийцам: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Философия довольства — это проявление доверия Богу; умеренность в расходах; это умение ценить то, что у тебя есть, и радоваться этому, независимо от того, много ты имеешь или мало; это выражение щедрости и благодарности. Философия жадности — это проявление постоянного недовольства, беспокойства из-за отсутствия чего-либо, неудовлетворенности, хотя мы можем иметь многое; это необоснованная зависть по отношению к окружающим, потому что у них есть что-то, чего нет у тебя. В произведении Кальдерона де ла Барки, которое называется «Жизнь есть сон», мы встречаем такие строки:
Рассказывают: жил мудрец,
Он так был беден и несчастлив,
Что только травами питался,
Которые сбирал в полях.
Он раз спросил себя: найдется ль
Другой такой бедняк, как я?
И вот когда он обернулся,
Он получил ответ, увидев,
Что сзади шел другой мудрец,
Листки смиренно подбирая,
С презреньем брошенные им.
Будем сегодня помнить о том, что «есть на небесах Бог», Который даст нам все, в чем мы нуждаемся.