Павел Михайлович Матяшов: «Дары и таланты надо развивать для служения людям»

Новости ЕАД 08.09.2022

Павел Михайлович Матяшов, педагог, художник, пресвитер Церкви адвентистов седьмого дня, посвятивший себя служению глухим и слабослышащим, служит в общине № 4, г. Бишкек, Кыргызстан.

Е. Котова: Немного расскажите о себе, о вашей семье?

П. М. Матяшов: У меня большая, любящая семья – две дочери и три сына, не все адвентисты, только моя супруга Марина, дочь Наташа, она учится во Фриденсау, и я. Дети Иван, Татьяна, Андрей и Виталий живут, работают и учатся в Бишкеке. А у моей прабабушки был 21 ребенок.

Родился я в Кыргызстане, в селе Теплые Ключи на озере Иссык-Куль, живу здесь уже 65 лет. Здесь окончил школу, институт, работал преподавателем рисования, пока не встретил Христа.

Е. Котова: Павел Михайлович, как пришли в церковь? Как произошло ваше обращение?

П. М. Матяшов: Влияние Господа на мое сердце я испытывал с раннего детства. Таких случаев было много, и только став верующим, я понял, что все эти события — это влияние Духа Святого.

В тяжелые перестроечные годы я работал учителем в школе. Зарплаты были маленькие, нужно было содержать семью, и я рисовал картины на продажу. Один человек заказал мне три картины на религиозную тему. Я их нарисовал и поставил во дворе, чтобы они на солнце быстрее высохли. Прохожие могли видеть, что происходит во дворе. Соседка-адвентистка позвонила в калитку и поинтересовалась, зачем мне такие картины. Я объяснил, что это на продажу, а сам я неверующий. Она предложила почитать Библию. Я заинтересовался и начал читать день и ночь. Через несколько месяцев она пригласила меня на собрание. Я сопротивлялся, а она регулярно уговаривала. И я согласился со словами: «Я пойду посмотреть, но в первый и последний раз, и больше меня не зовите».

Проповедовал Рубин Рудольфович Отт, он сказал, что люди без Бога ничего не могут делать. Такая мысль не умещалась в моей голове. Это была полная глупость. После проповеди он подошел познакомиться и предложил почитать книгу «Великая борьба». Я согласился, и в течение нескольких месяцев у меня появилось представление, что в религии есть что-то разумное. И постепенно я принял библейскую истину и нашел Господа. Он стал моим Отцом и Другом. Я встал на колени, покаялся со слезами на глазах, сожалея о всех грехах, которые совершил до того дня. Мне было 33 года.

Спустя четыре месяца пастор Вагнер Роман Тобиасович меня побудил креститься, и 28 мая 1991 года пастор Назимко Валерий Николаевич крестил меня в Церкви адвентистов седьмого дня.

Через 10 лет после того, когда я уже был в церкви, я вспомнил как еще в школе, будучи пионером, меня вызвали в пионерскую комнату, и вожатая попросила меня о том, чтобы я пошел на улицу Черкесскую, 49 и проследил за людьми, которые там живут. Когда они начнут туда приходить, то надо срочно сообщить вожатой, а она сообщит в милицию, и всех этих адвентистов посадят в тюрьму. Это был дом Раисы Ивановны Клочановой.

Я, как активный и послушный пионер пришел к тому дому и ждал, пока начнут собираться эти адвентисты на свое собрание. Я ждал, никакого движения не было. Начался небольшой дождь. Я упрямо ждал. Но дождь так и продолжал идти. Тогда я ушел домой. Это был 1968 год.

    Через 22 года, в 1990 году эта самая адвентистка постучала в мой дом и помогла мне обратиться ко Христу. Я готовил ей тюрьму и смерть, а она готовила мне счастье и жизнь вечную. Таков наш Бог! Сегодня Раисе Ивановне Клочановой почти 100 лет. Она живет в Сиэтле. Долгих ей лет жизни!

Е. Котова: Что было решающим в принятии решения служить Богу?

П. М. Матяшов: Однажды меня, как учителя, послали от школы на курсы по научному атеизму. И там нашей группе учителей рассказывали о разных направлениях в религии. Но об одних верующих рассказ мне особенно запомнился. Пожилой лектор говорил, что из всех религий, самые смешные — адвентисты, и знаете почему? Эти адвентисты вежливые, культурные, но такие странные. Когда вы к ним придете, они вам умоют ноги! Все смеялись, и я тоже. А когда я начал читать Библию, мне уже было не до смеха. Библия — это реальность, а все что было до нее — сказки. Она и вера в любящего Отца была решающей в моем обращении и полностью изменили мою жизнь.

Е. Котова: Кто повлиял на ваше духовное становление?

П. М. Матяшов: На духовное становление повлияла немецкая диаспора адвентистов — некоторые выехали, некоторые почили в Господе, но наибольшее влияние оказали семьи Диль и Отт. Однажды, когда я только стал верующим, у меня украли велосипед. Виктор Яковлевич Диль сказал: «не печалься», и подарил мне свой велосипед. В мире так не принято, чтобы помогали и восполняли утраченное. И тут случилось, что у одного человека тоже украли велосипед, и я понял так, что мне, как христианину тоже надо ему отдать велосипед, и тогда я со скрипом в сердце отдал ему. И когда Виктор Яковлевич узнал об этом, то подарил мне второй велосипед. А один член церкви сказал мне: «Ты – молодец!» Пошел и выкупил тот велосипед и отдал мне. И я понял, что в церкви удивительная атмосфера любви, доброты, уважения. Часто пастор Роман Тобиасович Вагнер, когда видел меня в печали говорил мне: «Не печалься, пойдем после собрания на обед, разберем все твои печали, все решим». Вот эта атмосфера любви помощи, дружбы покорила меня. Церковь — настоящая семья, такого в мире не встретишь.

Е. Котова: Кем вы были призваны на служение?

П. М. Матяшов: В общину вместе со мной пришла группа глухих, каждую субботу они садились на скамейки, приходили и слушали. Им никто не переводил. Пасторы решили, что сестры будут писать им проповеди на бумаге, и мне, как преподавателю, тоже дали это задание. Я уже перешел в другую общину, ближе к дому. Глухие просили меня вернуться, но я отказал, желая быть вместе с супругой в одной общине. И тогда ко мне домой пришли пасторы Рубин Рудольфович Отт и Владимир Иванович Ракулов и сказали: «Тебе надо посвятить себя служению глухим. И ты должен сейчас помолиться и сделать выбор, а мы посидим и подождем, как ты решишь. Если ты согласишься, мы будем всячески помогать тебе в этом. И тогда я подумал, если такие проповедники меня призывают, надо соглашаться. И в скором временит звонит Владимир Александрович Котов, директор Отдела Субботней школы дивизиона и говорит: «Павел, мне сказали, что ты занимаешься с глухими, мы приглашаем тебя в Москву на обучение». Я подумал, что уже знаю мимику, зачем учиться? Сказал об этом пастору, и он ответил: «Если Москва зовет, то надо сказать «Да». Тебе надо ехать, всегда есть чему научиться». Я приехал в Москву на курсы в Театре мимики и жеста, которые организовал Отдел СШ ЕАД, и имея навыки стенографии записал весь московский курс, и в последствии много раз их преподавал этот курс в Бишкеке, в Джамбуле, Оше, Алматы и других городах и для разных конфессий.

Е. Котова: Какими профессиями и навыками вы владеете? Что является вашим любимым делом?

П. М. Матяшов: Еще мальчиком, я увидел портрет моей прабабушки в молодости, написанный карандашом. Я восхитился, и очень захотел научиться рисовать. Я был сыном учительницы физики, т.е. имел некоторые привилегии, и записался в кружок рисования. Занятия вел ветеран войны, без руки, он одной рукой затачивал карандаш, одной рукой натягивал планшет, все делал одной рукой, и я был восхищен этим. Потом мы с ним подружились, и я много занимался. А когда уже был в армии, там спросили: «Кто художник», я смело ответил – «я художник». А так профессий у меня очень много. В армии окончил курс авиамеханика, в перестроечные годы освоил строительные профессии, в том числе, как класть брусчатку, сварочные работы, электрика, работал около десяти лет садовником в богатых семьях. Многие люди говорили мне: «у тебя получится», и я успешно осваивал, понимая, что через них говорил Господь.

Е. Котова: Какое служение совершаете в местной общине?

П. М. Матяшов: Много лет с 1996 года являюсь пресвитером – то церкви глухих, то говорящих, то в совместной. Сейчас опекаю группу глухих в общине № 4 г. Бишкека. У нас 60 человек. Являюсь пресвитером и переводчиком для глухих, а также веду служение с глухими по программе Госпел Аутрич.

Е. Котова: Вы многие годы посвятили себя служению слабослышащим. Над какими проектами вы сейчас работаете. Вы являетесь сурдопереводчиком видео субботних богослужений. Расскажите об этом.

П. М. Матяшов: Многие годы работаю с глухими, и все время ищу путь, каким образом приводить глухих ко Христу. И у меня не всегда хорошо получается. Например, приехал немец в баптистскую церковь, он не знает русского языка, не знает языка мимики и жеста. Через 10 лет он выучил и русский и мимику, и у него за эти годы образовалась церковь 120 человек. У нас количество глухих снизилось. Почему? В чем смысл служения. Если ты по-настоящему служишь, то с этой группой ты должен быть и день, и ночь. Этот пастор с утра до ночи с глухими, он учит их, играет с ними в игры, проповедует, обучает их профессиям. Вот такому примеру надо учиться, и я ревную о деле Божьем, потому что мы обладаем истиной, а результаты не всегда радуют.

У меня есть интернет служение. В ватсапе создана группа «Встреча», состоящая из членов местной церкви. Есть группа «Маяк», я руковожу этой группой, и духовно подкрепляю через видеоролики библейских уроков с сурдопереводом. Участвую в группах «Ищите Царствия Божия» и «Эммануил», это большие группы по 70 человек. А есть созданная мной группа «Слово», состоящая из лидеров и пасторов церквей стран Центральной Азии, которые рассылают по своим церквам и группам утренние стражи в сурдопереводе, которые я ежедневно выставляю.

Теперь Евро-Азиатский дивизион предложил новый проект «Школа Библии», в которую я хочу активно включиться, чтобы проводить в жизнь особенно для глухих. Я вдохновлен этим проектом, он побуждает каждого члена церкви оставить равнодушие, научиться самому и научить других истине.

Е. Котова: В какие социальные и евангельские мероприятия вовлечена ваша община?

П. М. Матяшов: Еще до ковида в 2019 г. ко мне обратились друзья, и начали жертвовать средства, чтобы я организовал благотворительный проект. И мы с пастором организовали этот проект, и целый год помогали семьям, в которых есть больные церебральным параличом. Есть и другие благотворительные проекты: раздаем гуманитарную помощь, самаритянские подарки, и др.

Мое личное социальное служение состоит в том, что куда бы я ни шел , я рисую портреты разных людей. Иду к зубному врачу, его рисую. Рисую портреты детей, родители видят, и это трогает их сердца и дает возможность говорить к сердцам людей.

Отдельно хочется сказать о кружках рисования, т. к. я художник. Это социальный проект – обучение детей рисованию. Я провожу занятия в трех кружках. В своей общине, в другой, и во дворе с соседями. Что имеем на сегодняшний день: дети учатся рисовать, они в восторге от этого. Кружок действует три года. Мы выдаем им сертификаты, организуем выставки. Родители приходят, интересуются. Каждое занятие я детям и родителям читаю вечерние рассказы. С удовольствием слушают.

Однажды проходила мимо дома молитвы девушка, увидела занятия, и захотела быть моим помощником. Теперь она является вторым преподавателем, она неверующая, но активно служит, старается, делает образовательные видеоролики по художникам. И теперь это полноценный отдельный, замечательный проект, даже пастор сказал – что это уровень Генеральной Конференции! Когда я решил создать второй кружок, из-за того, что была очень большая группа в 30 человек, и не ко всем я мог подойти, то теперь и во втором кружке сначала пришло 10, потом 20, а потом и во дворе поставили столы. Ребята делятся со своими друзьям о том, что будет выставка, будут сертификаты, они знают, что это важно для их ментального развития. Это радует. Дары и таланты надо развивать для служения людям, и тогда Бог благословляет.

25 лет я раздаю людям программу «Как бросить курить» Артура Шмидта. Однажды еду в такси, водитель киргиз мне говорит – посмотри, какой я красивый. Я подумал, что у него с ориентацией не так, хотел выйти, а он говорит – э, подожди, помнишь, ты мне дал программу «Как бросить курить», и я бросил. Мои жена и дочка говорят: «Какой ты папочка красивый стал! Сколько раз сядешь ко мне в такси, буду всю жизнь тебя бесплатно возить».

Е. Котова: Павел Михайлович, сколько человек глухих и слабослышащих крестилось в результате вашего служения для этой особой группы людей?

Думаю, около 126 человек (по церковной книге), т.к. для глухих была отдельная церковь. За все это время с 1996 года после курсов в Москве, мы организовали церковь глухих, а до этого была просто группа в церкви.

Е. Котова: Ваш любимый текст Библии и почему?

Мне нравится текст: «И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис. 46, 4). Бог дарит надежду, что Он никогда не оставит, не покинет человека.

Е. Котова: Ваш любимый псалом и почему?

Псалом 1 «Блажен муж…». В этом году мы учили первый псалом наизусть с группой глухих, было нелегко, но мы выучили!

Беседу вела Елена Котова, ответственный редактор журнала «Адвентистский вестник»