Основа богословия: обращение к человеческим авторитетам — I

Электронный вариант Вечернего Стража предоставлен издательством “Источник жизни”.
Скачать Вечерний страж “Чтобы нам не забыть” (11.2 MB)

Что говорит Писание? Рим. 4:3.

Что об этом говорит Писание? Так звучит вопрос Павла, размышляющего в Послании к Римлянам о праведности по вере. Об этом спрашивали себя и ранние адвентисты. Как народ, глубоко преданный Библии, они отказывались использовать традицию, церковные авторитеты, академические знания в качестве основы для своих богословских построений. Они были людьми Книги.

Для адвентистского руководства все изменилось к концу 1880-х. В миннеаполисский период они обращались как минимум к четырем типам человеческого авторитета в попытке уладить богословские проблемы Церкви. Первый из них базировался на позициях авторитаризма.

Батлер, наделенный железной волей, был особенно склонен использовать такого рода подход. Его идея о том, что у лидеров «более ясное видение» и их положение более важное, чем у последователей, привела его к авторитарным злоупотреблениям. Елена Уайт выговаривала ему в октябре 1888 года за то, что он благоволил к тем, кто соглашался с ним, и с подозрением смотрел на тех, кто «не считал себя обязанным наследовать свои убеждения и идеи от других людей: поступать, как они, говорить, как они, думать, как они, при этом фактически мало отличаясь от роботов» (Письмо 21, 1888 г.).

Подход президента Генеральной Конференции, поощряющий адвентистов «ожидать, что кто-то будет мыслить за них, принимать решения за них», в глазах сестры Уайт порождал множество безвольных существ, «неспособных отстаивать позиции своего долга» (Письмо 14, 1891 г.).

Отвергая авторитарную позицию в доктринальных и библейских вопросах, Елена Уайт отмечала в декабре 1888 г., что «нам не следует считать брата Батлера или Смита хранителями доктрин адвентистов седьмого дня, и что никто не смеет выражать идеи, отличные от их воззрений. Я всегда призывала: исследуйте Писания сами… Никто не может быть для нас авторитетом» (Письмо 7, 1888 г., курсив мой — Дж. Н.). Это справедливо и теперь.

Слово Божье, открытое нам в Библии, — вот авторитет для каждого христианина. Так было в 1888 году, так есть и сегодня. Стоя на этих позициях, будем вместе с апостолом Павлом начинать наш день с вопроса: «Что говорит Писание?»