Адвентисты Симферополя совершили экскурс в 100-летнюю историю своей общины[:en]Adventists of Simferopol take a tour of the 100-year history of their congregation

Необычное по своей масштабности оживление наблюдалось в субботу, 13 октября 2012 года возле молитвенного дома Адвентистов седьмого дня в г. Симферополе по улице Левкина, 9. Члены трех симферопольских общин, гости из разных уголков Крыма и Украины радостно и торжественно приветствовали друг друга с двойным праздником — с субботним днем и столетием первой общины. Всем, кто по разным причинам не посещал собрание, были разосланы открытки с фотографиями общины и приглашением на праздник. Около 50 человек откликнулись и посетили торжество.

Вспомнить историю церкви приехали пасторы и служители, которые здесь трудились в разные годы: Павел и Константин Тепферы, Тимофей Чипчар, Владимир и Владислав Кучерявенко, Иван Гандабура, Дмитрий Поправкин, Андрей Шамрай, Юрий Денисенко, Игорь Вовк. С 2010 г. в первой симферопольской общине пасторское служение совершает Виктор Верещак. Каждый делился воспоминаниями и наставлениями с дорогими для них членами церкви.

От городских властей общину поздравил с юбилеем Александр Селевко, начальник отдела по делам религий Министерства культуры Автономной республики Крым.

Особым вниманием были окружены ветераны общины, которые вписали в церковную летопись немало страниц, пронизанных стойкостью и верой, пропитанных слезами радости и горестных переживаний. Они порадовали своей активностью на уроке субботней школы, отвечая на вопросы пастора Владимира Залевского, цитируя наизусть стихи из Священного Писания, делясь опытами своего познания библейского откровения.

История этой маленькой общины началась тогда, когда Император Николай II 17 октября 1905 года подписал Манифест, провозглашающий свободу совести, слова и собраний. В 1906 году во все губернии был разослан специальный циркуляр о легализации Церкви Адвентистов седьмого дня на всей территории Российской Империи. Служители Божьего Слова понимали, что время, отпущенное им для благовестия, очень коротко. Они спешили с Божьей вестью в города и села, не жалея времени и сил. Именно с того времени начинается краткая предыстория симферопольской общины. Около 1910 года в Симферополь прибывает адвентистский служитель Фёдор Солодуха, который проводит активную миссионерскую работу среди православных, баптистов и евангельских христиан. Благодаря его деятельности одними из первых обращенных в адвентизм стали казак Игнат Сакун и его жена Ульяна Матфеевна. На протяжении двух лет служитель Солодуха вместе с новообращенным Игнатом Сакуном посещает молитвенные собрания различных евангельских групп. Там он выступает с проповедями, проводит личные беседы и распространяет духовную литературу. В результате образовывается целая группа присоединившихся к Церкви АСД. В 1912 году все они крещены разъездным адвентистским проповедником из Одессы Ильей Гореликом.

Основание церкви. 1914 г.

В 1914 г. численность симферопольской общины составляет уже около 20 человек, а ее пресвитером становится Густав Фриц. С началом войны положение адвентистов резко ухудшается, так как большинство проповедников в то время были немецкого происхождения и о них распространяются слухи, что они якобы являются «шпионами» и «германскими агентами». Аресту подверглись как служители, так и активные члены симферопольской общины.

Густав Фриц был выслан из страны, братья Федор Солодуха и Иван Ткаченко мобилизованы в действующую армию и отправлены на фронт. Другие, «за вредную для государственного порядка и общественного спокойствия деятельность» сосланы на Кавказ и в Сибирь. Но церковь продолжала жить и трудиться, и никакие жестокие меры не могли остановить распространение Евангелия.

Оставшиеся в Симферополе адвентисты собирались на субботние служения за городом на природе, возле деревни Дубки. Власти знали об этих собраниях и установили за ними гласное наблюдение. С этой целью они поручили приставу Никулину «осуществлять надзор и внимательно следить за высказываниями сектантов». Никулин настолько «ревностно» исполнял данный ему приказ, что спустя короткое время вместе со своей женой принял адвентистскую весть и стал прилежным членом общины.

Большевистская революция 1917 года на короткое время принесла свободу и облегчение Церкви. Из тюрем и поселений вернулись некоторые служители и члены общин, продолжилось издание печатной литературы, стали проводиться собрания. Но вскоре революционный ветер перемен повернул исторический процесс в другую сторону… За первыми годами свободы наступили годы голода, террора, гражданской войны и анархии, которые принесли невыразимо тяжелые страдания.

Церковь. 20-е гг.

В это страшное время с 1918 по 1922 годы в Симферополе совершает работу разъездной адвентистский евангелист И. Е. Петухов, бывший моряк Черноморского флота. Нанимая школьные помещения и театральные залы, он посредством пригласительных билетов собирает сотни людей на свои проповеди о законе Божьем, Втором пришествии Христа и конечной судьбе этого мира. Чтобы оценить посвященность служителя Петухова, достаточно посмотреть его отчет, согласно которому за 1925 год он «произнес 279 проповедей, провел 462 библейские беседы и иных 70 собраний, совершил 397 посещений, крестил 17 человек… дорожные и другие расходы составили 279 руб. 47 коп.». К 1927 году община насчитывала около 40 членов.

В 1929 г. свобода вероисповедания резко ограничивается. Ровно 10 лет Церковь Адвентистов седьмого дня была гонима со стороны властей. Быть христианином становится не только унизительно, но даже и опасно. С 1929 г. власть распускает все религиозные общины. Верующим официально запрещено собираться в молитвенных домах, а также распространять какую-либо духовную литературу. И только после начала Великой Отечественной войны и оккупации Крыма фашистскими войсками, чтобы вызвать доверие у местного населения, немецкое командование дает разрешение возобновить богослужения, создавая иллюзию религиозной свободы. Не только адвентисты седьмого дня посещают собрания — на них также приходят немецкие солдаты, и, повесив автоматы на крючки для верхней одежды, присоединяются к Божьему народу, вместе с ним молятся, поют псалмы и слушают проповедь. В конце войны над многими нависла угроза репрессий, все же на некоторое время Церковь могла вздохнуть относительно свободно. В этот недолгий период политика государства в отношении религиозных конфессий становится более терпимой.

Парфентий Дмитриевич Костомский совершает крещение

17 июля 1954 г. на духовную работу в Симферополь с полномочиями областного проповедника приезжает Парфентий Костомский. По его приезду почти сразу, в октябре было принято решение о покупке помещения под дом молитвы. С этой целью в Москву, в канцелярию Всесоюзного Совета АСД были откомандированы с письмом от общины братья Тепфер и Костин. Вернувшись, они привезли 200.000 рублей, на которые в том же 1954 году по адресу пер. Сельский, 9 (ныне Левкина, 9) на имя Петра Кулакова было куплено помещение и начаты работы по его реконструкции. Во дворе молитвенного дома был сооружен баптистерий для крещения, а брат Георгий Гурнак изготовил кафедру.

Старый молитвенный дом

Но в 1959 году государство вновь взяло «решительный курс на уничтожение духа буржуазно-мещанской религиозности в народных массах и рядах интеллигенции». В 1961 году симферопольская община пережила потрясение. Незаконным решением горисполкома у неё был отнят едва отремонтированный молитвенный дом, а имущество конфисковано.

Церковь. 1958 г.

В нем поместили детское дошкольное учреждение, а затем библиотеку. Общине предоставили возможность проводить служение в молитвенном доме Евангельских христиан-баптистов по адресу Бахчисарайская, 5. Обе христианские конфессии оказались в стеснённых обстоятельствах, но что-либо изменить было невозможно. К этому времени легальной адвентистской организации уже не существовало.

Церковь. 60-е гг.

В декабре 1960 года Всесоюзный Совет АСД как руководящий орган Церкви в СССР был ликвидирован, а духовная литература и материальные ценности изъяты. В этот период многие пасторы, преодолевая страх перед арестом и тюрьмой, совершали вверенное им Господом служение нелегально, без регистрационных справок. Только в июне 1968 года собрание вновь открыли.

Церковь. 80-е гг.

К концу 80-х годов стала меняться политическая ситуация в СССР. Перестройка, начатая в стране, коснулась и религиозной сферы. Давление на церковь постепенно ослабевало, начался конструктивный диалог между церковью и государством, открывший новые возможности для проповеди Евангелия и благотворительного служения людям.

В сентябре 1991 года симферопольская церковь приняла решение о проведении большой евангельской программы, было роздано более 15 000 пригласительных билетов. А затем ещё три месяца проходили занятия по урокам «Так говорит Библия», которые посещали около 300 человек. Церковь начала расти. На сегодняшний день членами первой симферопольской общины являются 470 человек. А в результате евангельских кампаний, проведенных членами общины, были созданы вторая община в Симферополе и община в Белогорске.

Церковь в наши дни

Праздник, посвященный 100-летнему юбилею, продолжался весь день. Он сопровождался прекрасным пением оперной певицы Соны Манукян, выступлением сводного симферопольского хора, мужского квартета. После утреннего служения продолжилось братское общение за праздничным столом, ведь в этот день в симферопольских церквах прошел и праздник жатвы. Вся церковь и гости остались на вечернее богослужение. Пастор Андрей Шамрай сказал проповедь о воле Божьей в нашей жизни. Торжественное служение закончилось произведением Моцарта «Аллилуйя» в исполнении Соны Манукян, тихими молитвами и словами благословения. А радость от прославления Господа, Его водительства в церкви, встречи с родными лицами надолго останется в сердцах.

Валерия Ягодинская,
Олег Арутюнов
Симферополь, Украина
13 октября 2012 г.
[:en]On Saturday, October 13, 2012 at Seventh-day Adventist church in Simferopol on 9 Levkina Street members of the three Simferopol’s congregations and guests from all over the Crimea and Ukraine joyfully and triumphantly greeted each other with a double holiday – Sabbath day and the first century birthday of the church. Postcards with pictures of the church were sent to all of those who for various reasons could not attend the meeting. About 50 people responded and attended the celebration.

Many pastors and ministers who worked here at different times came to recall the history of the church. Among them were Paul and Constantine Tepfer, Timothy Chipchar, Vladimir and Vladislav Kucheryavenko, Ivan Gandabura Dmitry Popravkin, Andrew Shamrai, Yury Denisenko, and Igor Vovk. Since 2010, Pastor Victor Vereshchak serves in the first church of Simferopol. Each shared memories and admonitions with their dear church members.

Alexander Selevco, Head of Religious Affairs of the Ministry of Culture of the Autonomous Republic of Crimea congratulated the congregation from the city authorities.

Considerable attention has been given to veterans of the congregation whose lives were testimonies of steadfastness and faith, as they shared their joyful and bitter life experiences with the younger generations.

The congregation was very active at the Sabbath school lesson, answering Pastor Vladimir Zalewski questions, quoting from memory the verses from the Holy Scriptures, and sharing experiences of their knowledge of the biblical revelation.

The history of this small congregation began when the Emperor Nicholas II October 17, 1905 signed a manifesto for freedom of conscience, of speech and meetings. In 1906, a special pamphlet on the legalization of the Seventh-day Adventist Church throughout the Russian Empire had been sent to all provinces. Ministers of the Word of God understood that the time allotted to them for evangelism was very short. They hurried with the message of God to the cities and villages, not sparing their time and efforts. From that time began a brief background of the Simferopol congregation. Around 1910, Fyedor Solodukha, an Adventist minister who had done an active missionary work among the Orthodox, Baptist and Evangelical Christians, came to Simferopol. Due to his activities, among the first converts to Adventism were Cossack Ignat Sakun and his wife Juliana Matfeevna. For two years, Solodukha with a newly converted Ignat Sakun attended prayer meetings of various evangelical groups. There he preached, conducting personal discussions and distributing religious literature. As a result, a group was formed and joined the SDA Church. In 1912 Ilya Gorelik, a traveling Adventist minister from Odessa, baptized all of them,.

Photo 1. The foundation of the church. 1914

In 1914, the number of Simferopol congregation was already about 20 people, lead by elder Gustav Fritz. With the advent of war the situation of Adventists began to deteriorate, as most preachers at the time were of German descent. A rumor had been spread that they are “spies” and “German agents”. Ministers and active members of the Simferopol church were arrested.

Gustav Fritz was expelled from the country, and church members Fyedor Solodukha and Ivan Tkachenko were drafted into the army and sent to the front. Other church members were exiled to the Caucasus and to Siberia, with the reason that they were “harmful for state system and public safety activities”. But the church continued to live and work, and no harsh measures could stop the spread of the Gospel. The remaining Adventists gathered on Sabbath service in the country out-of-doors, near the village of Dubki. The authorities were aware of these meetings and the place had been staked out. To this end, they instructed the bailiff Nikulin “to supervise and closely monitor statements of sectarians.” Nikulin was so “jealous” that after a short time he and his wife accepted the Adventist message and became diligent members of the congregation.

The Bolshevik Revolution in 1917 brought freedom and relief for the Church for a brief time. Some ministers and members returned from prisons and deportation, and continued the publication of literature. The meetings were hold again. But soon the revolutionary wind of changes turned the historical process in the other direction. After the first years of freedom came the years of famine, terror, civil war and anarchy, which brought great and unspeakable sufferings.

Photo 2. The Church of 1920's.

During this terrible time from 1918 to 1922, travelling Adventist evangelist I.E. Petukhov, who formerly was a Black Sea Fleet sailor, worked in Simferopol. He hired school facilities and theaters in order to provide a place for the hundreds of people he invited. He preached the law of God, the second coming of Christ and on the ultimate fate of the world. To evaluate the dedication of minister Petukhov just look his report: In1925 he, “delivered 279 sermons, conducted 462 Bible lessons and 70 other gatherings, made 397 visits, and baptized 17 people … His travels and other expenses amounted to 279 rubles and 47 kopecks.” By 1927 the congregation had about 40 members.

In 1929, religious freedom was sharply limited. For the next 10 years the authorities persecuted the Seventh-day Adventist Church. Being a Christian was not only humiliating, but was also dangerous. Since 1929 the State power dissolve all religious congregations. Believers were officially forbidden to gather in houses of prayer and to distribute any religious literature. It was only after the beginning of World War II and the occupation of the Crimea by Nazi troops, that to inspire confidence in the local population, the German command gave permission to resume the worship, creating an illusion of religious freedom. These meetings were attend not only by Adventists, but also German soldiers, who, hanging their submachine guns and clothing on hooks, joined the people of God, praying with them, singing psalms and listening to sermons. At the end of the war the fear of new repressions hovered over many believers, though for some time the Church might breathe relatively freely. In this short period, the state policy towards religious denominations became more bearable.

Photo 3. Baptism ceremony by Parfentiy D. Kostomsky.

On July 17, 1954 the powerful spiritual work of regional preacher Parfentiy Kostomsky comes to Simferopol. In the October after his arrival, it was decided to purchase a house of prayer, a church. To this end, the congregation sent brothers Tepfer and Costin with a letter of request to the office of the all-USSR Council of the SDA Church in Moscow. These two men returned home with 200,000 rubles. This money was used the same year of 1954 to purchase a house on Selskaya Lane 9 (now Levkina 9) under the name of Peter Kulakov. The work on its reconstruction started. In the courtyard of the church was built a baptistery, and brother Georgiy Gournac made a pulpit. Then a nursery and library were put in.

Photo 4. The old house of prayer.

However in 1959, the state again designed a “strong course of destruction of the bourgeois-philistine spirit of religiosity among the masses and the ranks of the intelligentsia.” In 1961, the Simferopol church felt a shock. City Council unlawfully decided to confiscate the newly renovated house of worship and its property.

Photo 5. The Church in 1958

The Simferopol congregation was allowed to hold the worship services in the Evangelical Christians-Baptists church on Bakhchysarayskaya 5. Both Christian denominations found themselves in difficult circumstances, but it was impossible to change anything. By this time, the legal Adventist organization no longer existed.

Photo 6. The Church of 60's.

In December 1960, the All-USSR Council of the Seventh-day Adventist Church as the governing body of the church in the Soviet Union was dissolved, and spiritual literature and property were confiscated. During this period, many pastors, overcoming fear of arrest and imprisonment, committed their service entrusted them by the Lord illegally, without registration certificates. The church was reopened only in June of 1968.

Photo 7. The Church of 80's.

By the late 80’s the political situation in the USSR began to change. Perestroika, which began in the country, also affected the religious sphere. The pressure on the church gradually weakened, and constructive dialogue between the church and the state began, which opened up new opportunities for evangelism and charitable service.

In September 1991, the Simferopol church decided to hold a large evangelical program. They distributed more than 15,000 invitations. In addition, “The Bible says” lessons were hold for three months, 300 people participated. Thus, the church began to grow. To date, there are 470 members of the first Simferopol church. As the result of the evangelical campaigns conducted by this church, two more congregations were organized, the second Simferopol church and the Belogorsk church.

Photo 8. The church today

The festive occasion dedicated to the 100th anniversary lasted all day. The beautiful singing of opera singer Sona Manukyan, the Simferopol choir, and a male quartet brightened the ceremony. Following the morning service was fellowship at the banquet table, to celebrate the feast of harvest. The whole church and the guests were present at the evening service. Pastor Andrew Shamray delivered a sermon on God’s will in our lives. The solemn service ended with Mozart’s “Hallelujah” performed by Sona Manukyan, followed by silent prayers and words of blessing. The joy of the glorification of the Lord, of His leadership in the church, and the fellowship with dear friends will long be remembered.

Valeria Yagodinskaya,
Oleg Arutyunov
Simferopol, Ukraine
October 13, 2012