Миссионер либо самозванец?

Роза Бэнкс, заместитель секретаря Генеральной Конференции

Проповедь, сказанная на Годичном совещании Евро-Азиатского дивизиона

5 ноября 2014 г.

Сегодня я хочу поговорить о человеке, которого заключили на три дня и три ночи из-за того, что он не захотел проповедовать. Иона. Его проповедь была одной из наихудших, которую вам доводилось когда-либо слушать. Особенно это ясно для тех, кто изучал гомилетику. Я не буду рассуждать о той части повествования книги пророка Ионы, где ему дали задание ехать на восток, а он поехал на запад. Мы не будем говорить о том, что его выкинули за борт, и не будем говорить о большой рыбе, поглотившей его. И даже не будем говорить о покаянии Ионы в чреве кита. Не будем говорить и о том глубоком чувстве ненависти, которое он испытывал к жителям Ниневии. Но сегодня я хочу говорить на тему «Миссионер либо самозванец».

Я буду говорить о том, что отличает миссионера от человека, выдающего себя за миссионера. И в конце проповеди, вы сделаете вывод, кем являлся Иона – миссионером или самозванцем.

Его проповедь была одной из наихудших. Потому что он не представил весть от Бога так, как ему поручили. Весть Господа была условной. Но он 40 дней ходил и кричал, что Ниневия будет разрушена. Не было места милости в его вести. Многие люди видят Бога как Бога злого и сурового. Весть его заключалась в следующем, если жители Ниневии не покаются, то их постигнет суровый суд Божий. Но Иона никогда не говорил об условной части пророчества: если покаются… то что будет?

Мы знаем, что была условная часть этой вести, но Иона не хотел уделять ей внимание. Он ходил по городу и кричал, что через 40 дней Ниневии не будет! Камня на камне не останется. Но вне зависимости от его желания, на самом деле отклик жителей города получился удивительным. Все, от малого до великого, покаялись, покрыли свои головы вретищем и уверовали в Господа. Даже царь! Ниневитяне оставили свои злые пути, посыпали голову пеплом и молили о прощении. Они настолько покаялись, что даже скот свой одели во вретища и заставили их соблюдать пост! Представляете, что это было за зрелище – собаки, коты, коровы… это надо было видеть! Но так как люди покаялись, то Бог решил не уничтожать этот народ. Какое это было празднество! Но праздник это был не для пророка Ионы. Он сильно разгневался. Он ушел из этого места. Я не до конца понимаю, как можно было разозлиться на людей, чтобы не хотеть, чтобы они спаслись и получили вечную жизнь.

Если вы проповедуете и видите результаты, когда все каются, то если и нужно радоваться, славить Бога и ликовать, то это и было как раз то время! Но Иона собирался пойти и утопиться. Его постигло разочарование. Он горюет: вот почему я и с самого начала не хотел сюда идти. Потому что я знал, что ты – Бог благой и милующий, Бог, изобилующий любовью. И я знал, что ты удержишься от уничтожения этих жалких ниневитян. Я вне себя от злости и гнева. Лучше бы я умер, чем быть задействованным в этой евангельской программе!

Что ты за пророк, Иона? Ты собираешься покончить жизнью по причине того, что ты побудил людей покаяться? Не логично. Как часто мы бываем похожи на Иону. Есть люди, которых мы не хотим видеть в числе спасенных. Хотите ли вы, чтобы ваши враги покаялись? Но если вы не хотите чтобы люди покаялись, то в вас глубоко сидит ненависть.

Иона не хотел нести весть надежды, прощения и благодати этим ненавистным язычникам. Это были убийцы и террористы. Они готовы были покончить со всеми, кто стоит на их пути.

Люди испытывают нечто подобное в отношении своих ненавистников. Особенно, что касается людей, принадлежащих к другим религиям или тех, кого называют отбросами общества.

Потому пророк не хотел, чтобы враги израильского народа увидели хоть какую-то толику милости от Бога израильтян.

На самом деле это серьезно, если мы говорим о качествах пророка. Если бы у нас был в шатате такой пророк, мы бы его уволили. Но Бог использует самых невероятных неподходящих людей, чтобы они выполняли Его работу.

У Бога был план для спасения жителей Ниневии. Хотя, мы как Иона думаем, что это слишком большая милость, и «милость на милость» и милость не заслуженная. Иона полон гордыни и предрассудков. Он не может терпеть, видя благодать для этого языческого народа. Он предпочитает умереть, но только чтобы не увидеть ниневитян обращенными.

Иона надеялся проповедовать весть уничтожения, он думал спустя сорок дней подняться на гору и наслаждаться зрелищем, как Бог будет уничтожать народ. Он говорит: «…возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4,3), а Бог отвечает ему: «Неужели это огорчило тебя так сильно?» (Иона 4,4). Неужели это причина для огорчения? Иона ничего не ответил, потому что нельзя что-то ответить. Бог задал риторический вопрос, чтобы выявить его предрассудки.

Иона выходит из города в восточную часть местности, садится в тени кущи, и смотрит на Ниневию издали и думает, что же произойдет в городе. Он будет надеяться на лучшее. А что в его понимании лучшее? Чтобы всех ниневитян убили. Он в сердце своем надеется, что у жителей Ниневии было неискреннее, поверхностное покаяние. В этом его надежды. Вот он сидит, ждет, проходит время. Жарко. В той части света не просто жарко, а жгуче жарко. «И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось Ионою, чтобы над головой его была тень…» (Иона 4, 6). Иону это очень обрадовало. Он радовался весьма этому растению, но ему предстояло усвоить один урок. Он не знал об этом. Появился червь, и когда наступил следующий день, то червь подточил, и растение засохло. Извини! Никакой тени. Солнце в зените. Приходит знойный восточный ветер, а солнце печет голову миссионера так, что он теряет сознание и начинает умолять Бога, позволить ему умереть. Уже в третий раз он просит себе смерти. Но в этом случае Бог преподает ему урок: как получается? «ты сожалеешь о растении над которым не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 10-11). Ты сожалеешь о растении, которое приносило тебе комфорт, но не сожалеешь о потерянных для вечности душах? Здесь завершается четвертая глава. Жаль, что в ней мы не читаем последних слов Ионы. Но если бы они были, они бы звучали снова и снова: «Господи, позволь мне умереть…»

Книга пророка Ионы – это повествование о Боге. На поверхности кажется, что эта книга об Ионе, но если глубже исследовать, то ее содержание о Боге.

Вот несколько уроков того, что она говорит о Боге:

Ключевую роль в этом повествовании играет Бог. Он спасает Иону. Он дает весть Ионе. Он помогает людям услышать эту весть. Он помогает поверить в эту весть. Он тот, кто призывает их покаяться и обратиться к Нему.

Если мы еще глубже посмотрим, то она о Боге – Всемогущем Творце. Боге, Который повелевает бурей, штормом, готовит рыбу к тому, чтобы проглотить Иону, и Тот, Который повелевает ей оставить его в живых и выплюнуть пророка на землю. Бог прежде всего послал ветер, чтобы образовалась буря и произошло то, что случилось. Это Бог, Который повелел растению вырасти и защитить от жары, а потом послал ветер, чтобы оно засохло. Даже языческие моряки узнали в Боге Творца. И на удивление, во всем повествовании только один человек, который противостоит Богу – это Иона. Даже ниневитяне не противостоят. Божья доброта и благодать не ограничивается нашими предрассудками. Она не ограничивается только хорошими людьми, но она распространяется на убийц и идолопоклонников.

Эти три инструмента находятся в сердце Евангелия: Бог – Создатель всех нас, и мы восстали против нашего Создателя. На нас был провозглашен гнев, но нам дан выход. Бог предлагает нам прощение по вере. Все Евангелие в этом повествовании. Господь Бог посылает весть, если люди покаются, Он готов простить и спасти.

Теперь ответим на вопрос: Иона был миссионером или самозванцем?

– Миссионером. Он был призван Богом. Он доставил весть по назначению. Мы хотим верить, что наше отношение будет лучше, чем его отношение, когда мы будем провозглашать весть Евангелия.

Идею этой проповеди я взяла у Чарльза Сперджена, проповедника второй половины 19 века. Сперджен говорит, что каждый христианин является либо миссионером, либо самозванцем. Что это означает для каждого из нас? Вы сегодня являетесь либо миссионером, либо самозванцем. Как мы узнаем разницу между этими понятиями? Вот как. Если Иисус ваш Спаситель и представляет огромную ценность для вас, то вы не сможете удержать это в себе. Вы будете похожи на прокаженного, который обнаружил целый стан еды. Вы пойдете в Самарию и расскажете, что вы нашли Иисуса. Самария – это весь Евро-Азиатский дивизион. Вы пойдете к ниневитянам ЕАД, возможно это будут ваши родственники, сотрудники и коллеги, возможно – это большие города, и вы должны рассказать своим ближним и всем жителям этих городов, что вы нашли Иисуса. Вы хотите всем сердцем, чтобы и они обратились к Нему. У нас есть псалом, в котором поется о звездочках в нашей короне. В этой песне не говорится о компьютерах и электронной почте, сотовых телефонах и различных собраниях, поездках по работе на различные территории, но в песне поется о звездах, символизирующих людей, которых мы коснемся вестью спасения.

Я молюсь, чтобы Господь позволил идти за Ним сразу, как Он пригласил нас, и получать радость и наслаждение от того, куда бы Он нас не послал благовествовать, и передать в точности ту весть, которую Он нам поручил провозглашать, чтобы нам быть теми, кем Он призывает нас быть. Об этом моя молитва. Аминь.