Последние годы жизни Давида

История Давида — один из самых впечатляющих примеров опасностей, которые таят для души богатство, власть и мирская слава, то есть именно то, к чему так стремятся люди. Лишь немногие обладают опытом, позволяющим преодолеть подобное испытание. Ранние годы жизни Давида, когда он был пастухом, научившие его смирению, терпеливому труду и нежной заботе о стадах; общение с природой в уединении среди холмов; развитие музыкальных и поэтических дарований, направлявших его мысли к Творцу; суровая жизнь пустыни, требующая смелости, самообладания, терпения и веры в Бога, — все это было предопределено Господом, чтобы подготовить Давида для израильского престола. Он радовался драгоценным опытам, в которых познал любовь Божью, и Дух Святой во всей полноте пребывал с ним. В истории Саула он видел тщету человеческой мудрости. И все же мирская слава и успехи во многом ослабили характер Давида: он не раз становился легкой добычей искусителя…

На собственном опыте Давид узнал, как труден путь того, кто отдаляется от Бога. Он почувствовал на себе осуждение, которому подлежит нарушитель закона. Он пожал плоды своего беззакония, и вся душа его была полна тревоги за вождей израильского народа: останутся ли они верными Богу? Будет ли Соломон повиноваться Закону Божьему, избегая тех грехов, которые подорвали авторитет его отца, отравили его жизнь и обесславили Бога? Давид знал: для того чтобы Соломон мог в своем высоком положении успешно противостоять искушениям, ему необходимо смирение, незыблемое упование на Бога и непрестанное бодрствование, ибо высокопоставленные люди всегда становятся особым предметом внимания и коварных уловок сатаны. Обращаясь к сыну, уже признанному наследнику престола, он сказал: «И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего, и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его; а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда. Смотри же, когда Господь избрал тебя построить дом для святилища, будь тверд и делай».

Давид дал Соломону подробные указания относительно постройки храма, а также вручил образцы каждой его части и всех приспособлений для служения — все это было открыто ему Духом Божьим. Соломон был еще молод и страшился великой ответственности, которая возлагалась на него в связи со строительством храма и управлением народом Божьим. Давид сказал своему сыну: «Будь тверд и мужествен, и приступай к делу, не бойся и не ужасайся, ибо Господь Бог, Бог мой, с тобою; Он не отступит от тебя и не оставит тебя»…

Снова Давид обратился к собранию: «Соломон, сын мой, которого одного избрал Бог, молод и малосилен, а дело сие велико; потому что не для человека здание сие, а для Господа Бога». И дальше он продолжал: «Всеми силами я заготовил для дома Бога моего…» И Давид перечислил все те ценности, которые он собрал. Кроме этого, сказал он, «еще, по любви моей к дому Бога моего, есть у меня сокровище собственное из золота и серебра; и его я отдаю для дома Бога моего, сверх всего, что заготовил я для святого дома: три тысячи талантов золота, золота Офирского, и семь тысяч талантов серебра чистого, для обложения стен в домах». «Не поусердствует ли еще кто, — спросил он, обращаясь ко всем собравшимся, — жертвовать сегодня для Господа?»

На вопрос Давида последовал мгновенный ответ: «И стали жертвовать начальники семейств и начальники колен Израилевых, и начальники тысяч и сотен, и начальники над имениями царя. И дали на устроение дома Божия пять тысяч талантов и десять тысяч драхм золота, и серебра десять тысяч талантов, и меди восемнадцать тысяч талантов, и железа сто тысяч талантов. И у кого нашлись дорогие камни, те отдавали и их в сокровищницу дома Господня… И радовался народ усердию их, потому что они от всего сердца жертвовали Господу; также и царь Давид весьма радовался»…

С глубочайшей заинтересованностью царь собирал ценные материалы для постройки и украшения храма… Давид глубоко чувствовал свою неспособность обеспечить все необходимое для возведения храма Божьего, и теперь искренняя преданность благородных мужей его царства, которые сразу отозвались на его обращение и от всего сердца принесли свои дары Богу, а также и себя посвятили этой работе, наполняла его душу радостью. Но над сердцами людей властен один только Бог. Его следует прославлять, а не человека. Это Он наделил людей земными благами, и Дух Его расположил их принести драгоценные дары для храма. Все сущее принадлежит Богу. Если бы Его любовь не тронула сердце народа, усилия царя оказались бы бесполезны и храм никогда не был бы построен.

Глубоко было падение Давида, но велико оказалось и раскаяние, его любовь была пламенной, а вера — сильной. Ему многое было прощено, потому что он много возлюбил (см. Лк. 7:48).

В псалмах Давида выражено все многообразие пережитого им — от терзаний виновной совести и самоосуждения до возвышенной веры и самого теснейшего общения с Богом. История его жизни говорит о том, что грех сулит только горе и стыд, но любовь Божья и милость Его беспредельны, что вера дает кающейся душе право усыновления, право быть сыном Божьим. Среди всех свидетельств, содержащихся в Его Слове, история жизни Давида является одним из сильнейших доказательств Божьей верности, справедливости и завета Его милости.

Э. Уайт, Патриархи и пророки, глава 73