Протестантская Реформация и Октябрьская революция: два юбилея — два пути

В 2017 году отмечается два великих юбилея, после которых мир не остался прежним. Это 500-летие протестантской Реформации и 100-летие Октябрьской революции. Большинство склонно разделять эти события, но, исследовав их, мы увидим, что у них есть много общего. Итак, давайте рассмотрим, что привело к этим событиям.

Причины Реформации в Германии

При упоминании выражения «Средние века» многие ассоциируют его с инквизицией, уничтожением науки и засильем фанатичной религии. Но отображала ли средневековая религия то, что должна была демонстрировать? Видели ли люди в то время в христианстве «образ Божий»? Вот что говорит Ульрих фон Гуттен в произведении «Вадиск, или римская правда»:

«Тремя вещами подчиняет себе Рим все: насилием, хитростью и лицемерием. Три вещи изобретены, чтобы выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями, несуществующая война с турками, и власть папских легатов в варварских землях. Тремя вещами постоянно заняты в Риме, хотя никогда не доводят их до конца: спасением душ, реставрацией развалившихся храмов и турецкими походами. О трех вещах нельзя говорить правду: о папе, об индульгенциях и о безбожии … Три вещи неохотно делают в Риме: держат свое слово, помогают другому и уступают дорогу…

Трех вещей желает всякий в Риме: коротких обеден, доброго золота и жизни, полной наслаждения. Три вещи составляют отличительную черту Рима: папа, старые здания и корыстолюбие…»

Если взять власть имущих, то они также не отличались благородством, о которых говорится в романах. Вот пример у Себастьяна Франка во «Всемирной книге».

«Дворянство, которое по божьему повелению должно быть благородно, должно быть устрашением и бичом злых, защитой и прибежищем добрых, охранителем вдов и сирот, поступает как раз наоборот. Те, которые должны быть собаками, охраняющими овчарню, являются, напротив, сами волками и хватают все, что только могут, так что беречь и сторожить надо было от этих пастухов, благородство которых исключительно происходит от их прежнего блеска. Раньше их благородство находило основание в добродетели, теперь они доказывают его лишь гордостью и знатным происхождением».

В другом месте он пишет: «Трудящийся в поте лица народ: крестьяне, угольщики, пастухи и т.д. — это четвертое сословие. Их дома, жизнь, одежда и пища хорошо известны. Это очень трудолюбивый народ, которым каждый всячески помыкает, чрезмерно обремененный барщинами, налогами, пошлинами и десятиной».

Ганс Сакс так описал то время. «О виттенбергском соловье»:

Есть у попов про всех товар,
Лишь покупай — и млад и стар!
Известно, каждый поп и инок
Дом божий превращают в рынок
Дают реликвии доход,
А главное — в церквах идет
Продажа индульгенций бойко,
Вот что и есть овечья дойка!
Толпа церковников жадна.
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом,
Церковник ловко лжет мирянам:
За мощи выдав зуб быка
Он им притронется слегка

К болящему — и дань сберет…
Страдает от попов народ
Не перечесть его невзгод:
Зимой и летом гнет он спину,
Чтоб заплатить им десятину
Коль не заплатишь, — проклянут,
Изгонят, свечи вслед швырнут,
Другим чтоб было неповадно.
Трудится разве не досадно
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактире было можно,
Кутить и пьянствовать безбожно?

И в это время появляется Мартин Лютер. Главное он не призывал создать новую церковь, он стремился реформировать уже существующую церковь. Лютер искренне верил, что Рим ошибается, и что если ему указать на ошибки, он покается. Мы знаем, что католический Рим решил по-другому. К сожалению, он противостал Лютеру, обличавшему его грехи. В итоге образовалось новое течение в христианстве, которое дало жизнь многим христианским конфесcиям, а также продвижению европейской науки. Лютер сделал Европу такой, какой она есть и сегодня. И даже если учесть распространение светскости в современном мире, дыхание Реформации чувствуется и сегодня. Пример тому количество свобод, которые действуют сейчас в Европе и США, что резко отличает их от других стран и континентов.

Причины Октябрьской революции

Рассказы о «духовном наследии» царской России широко распространены. Многие считают, что перед Октябрьской революцией в Российской империи были только святые и набожные люди, а что касается царей и князей, то они были особо набожными. Так ли было на самом деле? Давайте посмотрим. Вот что пишет о духовенстве того времени Митр. Макарий в книге «История русской церкви»:

«Каждый держит иерейство, чтобы тем кормиться, а не заботиться о духовных делах, чтобы приять мзду вечного живота: не преподаст правого учения во спасение, а больше снисходит, льстит и из-за дара прощает без епитимии; все и делает и говорит ради чрева, чтобы не лишиться временной чести».

По свидетельству Максима Грека русское духовенство:

«Тщалось взыти на некий сан церковный, не точию лицемерствующе житие благовейно и дружбы составляюще с сущими во властех, и всяким образом угождающе им и ласкающе, но многажды и дары, ова приносяще им, оважа и обещаще, аще довершат искомое и жалаемое».

В другом месте, говоря об игуменах, домогающихся власти «дарами сребра», Максим Грек клеймит их как:

«бесчинников житием, в пьянстве всегда и пищи всякой упражняющейся сами, а сущии под рукою их братья презираемы телесне и небрегоми духовые скитаются, якоже овцы, не имуще пастыря».

Также он продолжает:

«Не имеем ли кладовых со имением, крепко охраняемых, подобно мирским домовержцам? Не красуемся ли блистанием златным и веселимся и величаемся? Не нами ли полны бывают обеды и празднества мирские? Не мы ли опять созываем мирских богачей, сажаем их за свой обед, желая через это большое дерзнование к домам их имети? Не председаем ли мы у них на брачных пиршенствах?»

Петрей в следующей резкой форме характеризует современное ему русское духовенство:

«Монахи ужасно неприличны, неучтивы, и не умеют ничего ответить, если спросить что-нибудь из библии или отцов об их вере, уставе, образе жизни: они ничего не смыслят в библии: они простодушно говорят, что они не в состоянии отвечать на эти вопросы, потому что содержат себя в простоте и неведении; не умеют ни читать, ни писать».

Новгородский епископ Геннадий, тот самый, который затем за свое сребролюбие был лишен сана, так описывает посвящение митрополиту Симону:

«Вот приводят ко мне мужика; я приказываю ему читать апостол, а он и ступить не умеет; приказываю ему дать псалтырь; а он и по той едва бредет. Я отказываю ему (в священничестве), и на меня жалобы: земля, господине, такова: не может добыть, кто бы умел грамоте. Вот и обругал всю землю, будто нет человека на земле, кого бы ставить в священство. Бьют мне челом: пожалуй, господине, вели учить. Приказываю учить эктению, а он и слову пристать не может; ты говоришь ему то, а он другое. Приказываю учить азбуке, а они, немного поучившись азбуке, просятся прочь, не хотят учить ее. А у меня духа не достаѐт ставить неучей в священника».

Как видим, духовенство Российской империи и духовенство Римско-католической церкви в средние века особо друг от друга не отличались. А что же государственная власть? Она всячески способствовала продвижению православия, укрепив его власть в своде «Уложение о наказаниях», который фактически является первым полноценным уголовным кодексом в истории России. Он вступил в силу 1 мая 1846 года.

Вот часть свода наказаний против веры:

Статья 182: Умышленное публичное богохульсво в церкви: Лишение всех прав и на рудники от 12 до 15 лет. Простолюдинам, в довесок, клеймо и 70-80 ударов плетью.

Богохульство в публичном месте: лишение всех прав, от 6 до 8 лет каторги на заводах, простолюдинам, в довесок 40-50 плетей и клеймо.

Статья 183: Учинивший богохуление не в публичном месте, но при свидетелях, с целью поколебать их веру или ввести в соблазн: ссылка в дальнюю Сибирь. Простолюдинам, в довесок, 20-30 плетей.

Статья 184: Публичное порицание христианской веры, Православной церкви или таинств: то же что и за публичное богохульство (ст.182). То же, не в публичном месте — по 183 ст.

Статья 185: Недонесение на богохульника предусматривает от полугода до года тюрьмы или арест на от трех недель до трех месяцев, в зависимости от обстоятельств.

Статья 186: Неумышленное богохульство («слова, имѣющія видъ богохулеія») в публичном месте по неразумению, невежеству или пьянству: заключение в смирительном доме от полугода до двух лет. По обстоятельствам человек мог лишатся некоторых прав, таких как право голоса, право быть избранным, право занимать руководящие должности.

Статья 187: Производство и распространение богохульной литературы (поношение святых, порицание веры или православной церкви). Лишение всех прав и ссылка в дальнюю Сибирь. Простолюдинам 20-30 плетей в довесок.

Статья 188: Язвительные насмешки и кощунство, высказывание неуважения к церковным правилам и обрядам: от полугода до года тюрьмы. То же, но по неразумию, незнанию или пьянству: от трех недель до трех месяцев ареста.

Статья 189: Изготовление и/или распространение предметов культа «въ соблазнительномъ видѣ» с умыслом поколебать уважение к святыне приравнивается к богохульству (ст. 183), с соответствующим наказанием. То же, но неразумению или невежеству — 3-6 месяцев тюрьмы или аресту от трех недель, по обстоятельствам.

Глава вторая. О отступлении от веры и постановлений церкви.

Раздел первый. О отвлечении и отступлении от веры.

Статья 190: За отвлечение от любой христианской конфессии в любую нехристианскую веру, уговорами и обольщениями: лишение всех прав и ссылка «въ каторжную работу в крѣпостяхъ» на 8-10 лет. Простолюдинам, в довесок клеймо и 50-60 плетей.

За отвлечение, с применением насилия: лишение всех прав, 12-15 лет рудников. простолюдинам, в довесок клеймо и 70-80 плетей.

Статья 192: Иудеи и Мусульмане, вступившие в брак с христианами, не имеют права воспитывать детей в своей вере, совращать домочадцев в свою веру и препятствовать оправлению их религиозных надобностей. За не соблюдение: брак расторгается, виновный лишается всех прав и высылается в дальнюю или ближнюю Сибирь, по обстоятельствам.

Статья 194: Даже когда евреям дозволено иметь в услужении христиан, они не имеют права держать женщин-христианок «в однихъ с собою домахъ». Штраф: 100-200 рублей. Первое взыскание +50% за каждое последующее нарушение.

Статья 195: За совращение православного в иную христианскую конфессию совратитель лишается всех особенных привелегий и ссылается в Томскую или тобольскую губернии. Для простолюдинов — 50-60 ударов розгами и на год или два в исправительные арестантские роты.

Если это же совершено с применением принуждения и насилия: лишение всех прав и ссылка на поселение в Сибирь. Непривилегированным членам общества 10-20 плетей в подарок.

Статья 196: Отступившие от православия в иную христианскую конфессию: отсылаются к начальству церковному для увещевания и вразумления и поступления с ними по правилам церковным. До возвращения в православие человек не может распоряжаться своим имуществом, крепостными, воспитывать детей и жить в своем доме.

Статья 197: За сочинения и проповеди, пропагандирующие другую религию или конфессию:

— В первый раз — лишение некоторых прав (права голоса, право быть избранным, право занимать руководящие посты) и заключение в смирительный дом от года до двух.

— Во второй раз — заключение в крепость на срок от четырех до шести лет. С тем же ущемлением в правах.

— В третий раз — ссылка в Томскую или Тобольскую губернии. Граждан второго сорта — 60-70 розог и 2-4 года штрафбата.

Статья 198: Если родители, которым по закону положено воспитывать детей в православной вере, воспитывают их в другой христианской конфессии: один-два года тюрьмы, лишение родительских прав. Детей отдают на воспитание православным родственникам. За неимением родственника правительством назначается православный опекун.

Статья 199: За препятствование перехода в православную веру — три-шесть месяцев тюрьмы. С применением угроз, шантажа или насилия: Лишение некоторых прав и заключение в смирительном доме на 2-3 года. Плюс такому человек запрещалось иметь православных крепостных и управлять имениями, в коих находятся православные.

Статья 200: Если твоя жена, дети или другие, над кем тебе назначено попечение, решат порвать с православием, и ты будешь недостаточно активен, чтобы заставить их отказаться от такого шага — от трех дней до трех месяцев ареста. Если же ты и сам при этом православный — предавайся церковному покаянию.

Статья 201: Если священник другой концессии заведомо допустит православного или его детей до своих таинств (исповедь, причащение и т.п.), в первый раз священника вышлют на полгода-год, во второй раз лишат сана и отдадут «под надзор полиции». Самому православному грозит строгий выговор «за несогласную с важностью звания неосмотрительность».

Статья 203: Римско-католическое духовенство, в западных губерниях, хоть и не пытавшиеся совратить, но имевшие в услужении православных приговариваются к штрафу в 10 рублей/человек.

Статья 205: Публичное обсуждение разницы в вероисповеданиях, по обстоятельствам: строгий выговор, 10 рублей штрафа или от трех до семи суток ареста.

Не удивительно, что народ начал протестовать против властей. Не будем углубляться в то, что Октябрьскую революцию проспонсировали немцы, пытаясь ослабить восточный фронт в Первую мировую, но можем заключить, что народ, уставший от нищеты и засилья церкви, которая никому не давала вздохнуть, был готов к революции. Например, газета «Юг» часто описывает Кривой Рог как город грязи и бездорожья, так что революция поспособствовала развитию инфраструктуры города.

А что же протестанты? Поддержали ли они революцию? Многие удивятся, но они как раз поддержали, ведь большевики обещали свободу вероисповедания. И если в Украине у протестантов был выбор, кого поддержать, ведь все стороны конфликта обещали свободу вероисповедания, то в России выбора особого не было. И как результат протестантизм ненадолго расцвел:

«Двадцатые годы были периодом короткого расцвета протестантизма. Коммунистическая власть, видевшая главного врага на пути своей окончательной победы в Православии, сравнительно терпимо относилась к протестантам. Баптизм-евангелизм очень быстро распространялся по стране. В эти годы в России появилось пятидесятничество, которое успело закрепиться на русской почве буквально за несколько лет до тотальных репрессий.

С конца 20-х гг. советская власть потеряла своё благодушие. Жесточайшие репрессии обрушились на всех протестантов — баптистов-евангелистов, адвентистов, пятидесятников, национальные лютеранские церкви немцев и финнов и др. К 1940 г. все протестанты находились на нелегальном положении, а некоторые небольшие церкви (например, реформатская, или возникшие незадолго до революции Российская Армия Спасения, методистская церковь) были уничтожены полностью.

Несмотря на то, что в 40-е гг. протестантам были даны некоторые послабления, трудно было представить, что после советской власти они смогут подняться из праха».

К власти пришел обиженный на церковь и веру человек. Иосиф Джугашвили (Сталин) получил прекрасное христианское образование, но, увидев несоответствие поступков духовенства тому, что оно провозглашало, ушел разочарованным и стал самым великим гонителем церкви в XX веке. Как результат, протестанты в СССР не могли развивать свою культуру, поэтому переняли многие культурные черты православия. По этой причине протестанты постсоветского пространства чувствуют себя неловко, когда впервые попадают на богослужение в США или Европу, ведь поведение их братьев и сестер по вере во многом отличается.

Выводы

Как мы увидели, два этих события — протестантская Реформация и Октябрьская революция — произошли из-за террора государственной церкви, обнищания народа, обогащения властьимущих и духовенства. Но почему у этих событий такие разные последствия? Лютер хотел реформировать церковь в соответствии с библейскими принципами, изменить ее, чтобы она стала ближе к людям, а во время Октябрьской революции такого человека не нашлось, зато нашелся человек, который хотел полностью уничтожить церковь — ведь он был на нее обижен.

К сожалению, в церкви нас действительно могут сильно обидеть. Мы можем встретить в ней несправедливость. И у нас после этого есть два пути. Или мы захотим ее реформировать и сделать лучше, показывая пример изменений собственной жизнью, или, обидевшись, уйдем и станем главными врагами церкви, которые будут выискивать в ней ошибки, чтобы ее уничтожить.

Будем Лютером или Сталиным. Выбор за нами!

Вадим ЕФИМЕНКО