Честность в учебе, образование и адвентизм: проблемы мирового масштаба. Падение героя

Опубликовано по материалам «Adventist Review» 31 марта 2017 г.

17 января 2013 года Лэнс Армстронг потряс американскую нацию и большой спорт, признавшись в приеме допинга во время своего пути к всемирному успеху. Семикратный победитель велогонки Тур де Франс, Армстронг был воплощением американской мечты. Он завоевал еще больше симпатий, когда победил рак и поднялся, как феникс, с одра болезни, чтобы стать лидером одного из самых изнурительных и престижных спортивных событий.

Если задуматься, Армстронг добился успеха не из-за отсутствия антидопингового контроля и проб, а потому что он использовал систему. Высокопоставленное спортивное руководство получало от Армстронга существенную поддержку и финансирование во время выборов и важных мероприятий. Тех, кто задавал много вопросов, либо игнорировали, либо дискредитировали. Члены команды были вынуждены стать соучастниками, а врагов заставляли молчать угрозами и исками о клевете. Армстронг чувствовал себя непобедимым, находясь в центре такого слаженного механизма. Тем не менее, он упустил одну важную деталь: честность.

Такие схемы появились очень давно и встречаются довольно часто и в спорте, и в политике, а иногда, к сожалению, даже в церкви. В их основе лежит стремление добиться особой цели ценою собственных принципов и честности. Это борьба за статус, успех, контроль и власть. Иногда такие попытки предпринимаются намеренно, хотя в некоторых случаях на них решаются лишь в порыве отчаяния. Способы, как правило, разнообразны и на самом деле не имеют значения — это может быть создание копий, допинг или плагиат. Основные мотивы всегда построены на этическом подходе, в котором цель оправдывает средства. Поэтому, когда истина о допинге, плагиате или лжесвидетельстве выходит наружу, гнилой оказывается не одна ветка, а весь ствол. Другими словами, человек отступается от своих нравственных принципов, чтобы достичь личной цели за счет других.

Христианские лидеры призваны отстаивать стиль жизни, основанный на библейских принципах, даже в тех сферах, которые не затрагивают финансы или сексуальные отношения. Самый простой пример такого поведения в адвентистском заведении — это списывающий на уроке студент. Честность должна быть неотъемлемой частью адвентистского общества. С самого начала адвентизм придерживался принципа «самый честный человек в городе» — эту фразу использовали, чтобы описать истинного последователя Божьего Слова. Джозеф Бейтс приложил много усилий для распространения адвентистской вести из Новой Англии на запад. Прибыв в Батл-Крик, штат Мичиган, он спросил, кто «самый честный человек в городе», чтобы поделиться с ним адвентистской вестью. Община указала на Дэвида Хьюитта, который, в самом деле, принял от Джозефа истину о субботе и стал первым обращенным адвентистом. Такой пример честности позднее дал толчок к основанию адвентистской образовательной системы, которая нашла свое развитие в создании Батл-Крикского колледжа. Пионеры адвентизма согласились, что моральный облик нужно взращивать в условиях нравственной чистоты. Поэтому адвентистское образование самой своей сутью должно быть крепко связано с честностью, особенно с честностью в учебе.

Высокие моральные принципы

Причина, по которой адвентистское образование имеет особое значение, заключается не в том, чтобы подчеркнуть блистательный интеллект или повысить социальный статус. Нет, на самом деле важно иметь возможность сосредоточиться на формировании характера и на миссии. У.У. Прескотт спрашивал у Елены Уайт ее мнение об адвентистском образовании. Он отметил следующее: «Она сказала.., как и много раз до этого, что наши школы должны предоставлять лучший уровень образования, чем школы мира, но оно обязано быть совершенно иного характера» [1]. Для Елены Уайт сами по себе степень, звание и рейтинг колледжа являлись несущественными или ненужными. Особенным адвентистское образование становилось благодаря акценту, делавшемуся на развитии характера и подготовке к служению [2]. В таком случае крайне важно придерживаться честности в учебе. Однако понимание этого должно основываться на библейских принципах.

Не обязательно углубляться в библейские тексты, чтобы понять, как сильно Бог переживает о нашей нравственности. Хотя нас спасает заместительная жертва Христа (спасение), но наше поведение, как христиан, отражается не только на нас, но и на Самом Боге (оправдание). Повторяющийся на протяжении всего Писания призыв «святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» демонстрирует эти взаимоотношения.

Нагорная проповедь Христа (Мф. 5–7), несомненно, является разъяснением и уточнением принципа благочестивого поведения. В этом рассуждении о следовании за Ним Иисус впервые осуждает то, что ученики — да и мы сегодня — считаем очень важным: власть, положение, признание и влияние. Вместо этого Иисус говорит, что блаженны кроткие, угнетенные, алчущие и жаждущие — то есть те, кто не сосредоточен на созерцании собственной праведности. Они являются ярким светом, находящимся на горе, который «светит… пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Если этого было недостаточно, Иисус продолжает объяснять идею благочестивого поведения, приводя некоторые примеры. Используя такой практический подход, Он заинтересован, прежде всего, не в шести отдельных примерах, но в раскрытии основополагающего принципа. Иисус говорит не только о важности хороших поступков, но и о правильных мотивах, и — что особенно важно в этом обсуждении — о честности в словах. Сила слов показана как в негативном (если ты назовешь ближнего своего «идиотом», тебе грозит опасность «вечного осуждения» [3]), так и позитивном ключе («Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет» (Мф. 5:37). Иисус говорит это в контексте сформировавшихся в еврейском обществе норм бранной речи и степени ее «тяжести». Всё это по-прежнему можно найти в мишнаитском трактате «Шаббат». К примеру, клятву своей головой можно было нейтрализовать, поклявшись небесами, что, в свою очередь, отменялось клятвой Самим Богом. Иисус упраздняет это и призывает к честности в словах и делах.

Такая ситуация могла за прошедшие два тысячелетия претерпеть изменения в деталях, но сам принцип сегодня не менее актуален. «Последователи Иисуса должны быть людьми, чьи слова всегда настолько честны, что ни у кого не должно возникать никаких, даже формальных сомнений в их правдивости [4]».

Призыв Иисуса — это обновленный призыв следовать принципам, заложенным в Ветхом Завете. Божьему народу запрещено пользоваться на рынке неточными весами или выносить в суде предвзятые вердикты. Вместо этого им дано повеление любить не только своих близких, но и поселившихся у них пришельцев (Лев. 19). Подобным же образом наставляет своих читателей Соломон. Человек, который живет «в непорочности, ходит безопасно», а те, кто «превращает пути свои», будут разоблачены (Притч. 10:9). Тот, кто говорит правду, дает и правдивые показания (12:17), но лживые уста — мерзость для Господа (Притч. 22). Лучше быть бедным и ходить в непорочности, чем наоборот (Притч. 19:1). Библия и Сам Иисус призывают нас к воплощению самых высоких стандартов честности и праведности в наших действиях, мотивах и словах.

Конструктивные предложения

Итак, как адвентистская церковь — и адвентистская образовательная система в частности — могут способствовать развитию честности в нашем обществе и современном мире? Прежде всего, мы должны понимать, что большинство студентов, а также церковных и школьных руководителей являются людьми с высокими моральными стандартами, и они приходят с искренним желанием возрастать в вере и нравственности. Но в то же время это не дает нам права расслабляться или игнорировать возможные сферы совершенствования. Необходимо рассмотреть два важных аспекта: во-первых, постоянный акцент на совершенствовании характера, которое мы требуем от наших руководителей и студентов, во-вторых, целостная картина, которую являет собой наша деноминация и взаимодействие между ее структурами.

Прежде всего, следует помнить, что честный человек способен разрушить оплот лжи. Лэнс Армстронг нашел достойных противников во Фрэнки Андреу, который отказался принимать допинг, его супруге Бетси Андреу, которая осмелилась сделать заявление, и байк-механике, который отказался подписывать соглашение о неразглашении после того, как застал Армстронга за приемом стероидов [5]. В конечном счете их свел вместе глава Антидопингового Агентства США Трэвис Тайгарт. Несмотря на судебные иски против каждого из них, клевету и смертельные угрозы, эти люди придерживались правды, и их не удалось подкупить или заставить замолчать [6].

Если основной целью образования является совершенствование христианского характера, как этого можно достичь в адвентистском образовательном учреждении? Оценки, дипломные работы и научные степени отражают академические успехи студента и не обязательно связаны с успехами в совершенствовании характера. Ведомость успеваемости или табель должны отражать лишь один аспект — академический — в более широком представлении об образовании, которое также включает в себя духовный, интеллектуальный и физический аспекты, а в центре его находится совершенствование характера. Как учителя, преподаватели или профессора, мы должны принять этот более широкий взгляд на образование и действовать в соответствии с ним. Вопрос для нас должен заключаться в том, как каждое занятие, проект или программа могут сделать стремление к формированию должного характера сильнее стремления к знаниям. Какие конструктивные способы можно использовать, чтобы закрепить положительный пример честного поведения путем поощрения, признания и наград? Как каждое занятие может делать ударение на жизненно важных умениях и навыках вместо простой подготовки к контрольной?

Армстронг использовал лазейки в самой системе: между спонсорами, независимыми антидопинговыми агентствами и руководством велоспорта. Предписания церкви также четко распределены между тренировочными и кадровыми учреждениями или, другими словами, между учебными заведениями и руководством. Это достаточно эффективное решение, так как каждый орган получает необходимые права и привилегии, но есть и свои минусы: учащиеся способны запутаться в противоречивых требованиях. Но иногда студенты могут неосознанно воспользоваться такими лазейками в системе. Тогда преподавателям и руководству следует обсудить несколько важных вопросов: каковы были причины и мотивы зачисления студента в программу? И сумел ли он за это время усовершенствовать свой характер и умножить знания?

Ответы из разных областей мира на первый вопрос могут отличаться: чаще всего студенты решают получить образование для того, чтобы повысить свой экономический статус. В некоторых регионах зарплата сотрудников конференции немного выше, чем у пастора местной церкви. Люди стремятся получить ученую степень для того, чтобы улучшить стиль жизни, а иногда — просто чтобы иметь возможность прокормить семью. В других регионах образование рассматривается как вознаграждение в конце карьеры. Недавно одна из групп студентов-служителей обратилась к руководству с просьбой: «Пожалуйста, снизьте требования для магистратуры. Мы никогда не выполняли таких заданий. Унион выбрал нас не из-за хороших оценок, а потому что мы уже много лет находимся на служении» [7]. И, наконец, последняя — и, вероятно, самая опасная — группа студентов начинает учебу, чтобы усилить свой авторитет и влияние, и особенно много таких сред тех, кто получает высшую ученую степень. Они становятся объектами восхищения других членов церкви и используют это для того, чтобы подняться по иерархической лестнице или усилить свое положение. Ученая степень становится способом упрочить власть, а не знания или личностный рост. В каждом случае проблемы в церковной организации — в каком-то конкретном регионе или по всему миру — допустили или могут допустить создание среды, где духовная чистота человека подвергнется испытаниям.

После нескольких скандалов в 2011-2015 годах, связанных с плагиатом диссертаций среди высокопоставленного руководства в немецком правительстве, чиновники пересмотрели свои требования к кандидатам на государственную должность. Они пришли к выводу, что наличие докторской степени должно быть обязательно лишь для научной карьеры, а для политиков высоко уровня необходимости в ней нет. Если правительство способно изменить систему, чтобы создать более благоприятную среду для поддержания высоких моральных качеств своих сотрудников, то и церковь должна суметь проанализировать слабые места в своей организации. Возможными решениями описанных выше проблем могут стать:

  • финансовый анализ платежных ведомостей и льгот (для некоторых регионов);
  • непрерывное обучение, которое действительно является таковым, а не присуждается в качестве вознаграждения в конце карьеры: пасторские встречи с обучением намного эффективнее, если проводятся ежегодно, а не в последние пять лет пасторского служения;
  • представление о руководстве церковью как о дарованной тебе возможности, а не очередном достижении на карьерной лестнице: этот пункт может включать в себя налаживание общения между церковным руководством различных отделов и администрацией; переоценка системы выборов и переизбрания может свести к минимуму случаи «демонстрации силы», которые иногда случаются; борьба за влиятельные посты происходила среди последователей Иисуса и раньше (см. пример Иоанна и Иакова, Мк. 10:35–45), но Иисус не приемлет такой подход; Его последователи не «господствуют над» другими, как язычники, но вместо этого должны стать рабами, ведь Иисус «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (стихи 42–45).

Несмотря на все усилия, приложенные руководством церквей и образовательных учреждений, человек всегда будет иметь слабости. Весьма вероятно, что обман и списывание будут присущи сфере образования до самого пришествия Иисуса. Благодаря современным технологиям, особенно Интернету и функциям «копировать» и «вставить», заниматься плагиатом стало намного легче. В то же время эти технологии дают доступ к дипломам и диссертациям, что, в свою очередь, облегчает проверку работ на копирование. С появлением таких специальных возможностей плагиат в будущем, к сожалению, неизбежен. Но вместо расследования случаев списывания лучше заняться разработкой такого подхода, который будет способствовать более добросовестному отношению к учебе. Вопреки расхожему мнению, расследование и выявление нарушений в учебных заведениях не подрывает, а наоборот — увеличивает доверие к этим заведениям. С другой стороны, отсутствие расследования создает видимость укрывательства возможных правонарушителей.

Жизнь патриарха Иосифа служит хорошим примером праведности в действии. Известная история о том, как он сопротивлялся домогательствам жены своего начальника — далеко не единственный случай проявления Иосифом высоких моральных принципов. Иосиф демонстрирует честность в словах, открывая пекарю и самому фараону неприглядное толкование их снов. В то время это могло стоить ему жизни. После рассказа фараону о вероятном будущем Иосифу снова грозит тюремное заключение и, возможно, даже казнь. В конце Бог вознаграждает его за праведность и наделяет властью. И мы, и наши студенты можем, подобно ему, научиться проявлять верность в малом, а воздаяние оставить за Богом.

Майкл У. КЭМПБЕЛЛ и Эйке МЮЛЛЕР

 

[1] У.У. Прескотт и И.А. Сазерленд, 29 апреля 1896 г., «Spalding-Magan Collection», стр. 30.

[2] Для обзора размышлений Елены Уайт об образовании можно ознакомиться со статьей Джулиана Мелгозы «Философия образования» в «Энциклопедии Елены Г. Уайт», 2 изд. (Хейгерстаун, Мэриленд, Ревью энд Геральд, 2013 г.), стр. 796-797.

[3] Крэйг Л. Блумберг, «Матфей», NAC 22, изд. Е. Рэй Кленденен (Нашвилл, Бродмэн энд Холмэн, 1992 г.), стр. 107.

[4] Там же, стр. 112.

[5] Лора Коллинз (16 января 2013 года): «”Лэнс Армстронг должен сидеть перед судьей, а не давать интервью Опре”: злость бывшей ассистентки, чья жизнь «превратилась в ад», когда опозоренный чемпион нашел свой тайник с наркотиками в ванной комнате». Дейли Мэйл, Великобритания. Отредактировано 30 июня 2016 г.

[6] Боб Уильямс (24 сентября 2012 года). «Трэвису Тайгарту трижды угрожали во время расследования по делу Лэнса Армстронга». Тэлэграф, Великобритания (Тэлэграф Мидиа Груп Лимитед 2012). Отредактировано 30 июня 2016 г.

[7] Данная конкретная группа студентов-служителей усиленно сопротивлялась требованиям к написанию и оформлению проповеди. Из 24 учащихся 16 были пойманы на плагиате.