Пасхальный Агнец и четыре дня

Двенадцатая глава книги Исход описывает события, которые никогда не будут забыты в памяти людей. Это событие стало эпохальным в жизни Божьего народа. Оно стало напоминанием им о свободе, дарованной Богом. Выход из египетского рабства, который увековечен как напоминание об искупительной работе Бога в Десятисловном Законе Божьем, стал возможен благодаря Пасхе, которую совершили сыны Израилевы. Этот праздник является также началом рождения нации. Бог устанавливает новый календарь, новый национальный праздник, после чего в скорости даст им Закон.

После девятой казни над Египтом Бог повелевает Моисею, говоря: «месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером» (Исх. 12:2—6).

Стада скота, которые принадлежали евреям, находились за пределами тех городов, или, лучше сказать, гетто или анклавов, в которых проживали евреи и египтяне, которые были надзирателями для рабов-евреев. Для египтян было мерзостью находиться с пастухами, тем более есть мясо овцы. Овца была священным животным верховного бога Египта Амона. Привести овцу в стан каждой семье — это событие не могло остаться не замеченным для египтян. Естественно, что эта «выходка» со стороны евреев могла стоить им дорого. Но египтяне, напуганные предыдущими казнями, скорее всего, уже могли задуматься о силе и даже существовании своих богов. Многие египтяне и другие народы, которые могли проживать на территории Египта, видели все происходящее и понимали, что Бог евреев был сильнее египетских богов все это время. И все знали, что последует за предыдущими девятью казнями. Возможно, поэтому не было никакого сопротивления со стороны — по причине страха.

Возникает вопрос: почему каждая еврейская семья должна была взять агнца в десятый день, а зарезать его в четырнадцатый?

В каждой семье, которая должна была взять агнца в свой дом, были дети. За четыре дня они привыкали к этому милому животному, могли проявлять заботу о нем и полюбить его. Для всей семьи это был огромный урок любви и милости Бога по отношению к людям. Но затем ни в чем невинного ягненка семья должна была принести в жертву. Для них это было большим потрясением. Не только взрослым, но особенно детям, это событие врезалось в память, и каждый член семьи, начинал понимать глубокое значение этой жертвы.

Каждый понимал: чтобы он мог жить, должен пострадать и пролить кровь ягненок. В последующих веках из года в год эту историю пересказывал отец семейства от первого лица (как будто он лично страдал в рабстве и его лично Бог освободил из него) своей жене, детям. Он также должен был заколоть пасхального агнца. Это событие было наглядным пособием заместительной жертвы.

Известный еврейский комментатор Танаха и Талмуда Раши прокомментировал это тем, что семья должна была исследовать, был ли на агнце какой-то изъян. Даже при малейшем дефекте агнец не был готов для жертвоприношения.

Однако есть и третье объяснение этим четырем дням. Повеление о Пасхе было дано Богом только для евреев. Но неужели Бог Авраама, Исаака и Иакова не мог простить египтян и другие народы? Чем они были хуже других? Действительно, в Исх. 12:43 записано: «И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее». Это означало, что нееврей не мог быть спасенным. Однако в Исх. 12:44, 48—49 Бог указывает, что быть спасенным мог быть каждый, кто будет обрезан. По сути, обрезан мог быть каждый, кто этого желал. И именно для этого египтянам давался последний шанс, последние четыре дня. Первые три дня после обрезания человек болеет. Но на четвертый день, когда приносился жертвенный ягненок, человек уже шел на поправку. И при выходе из Египта он был здоров.

Но для египтян и других народов было несколько проблем. Привести в свой дом ягненка, а потом и помазать его кровью косяки своих дверей — это означало засвидетельствовать публично для своей семьи, соседей, родственников, что он откидывает идолопоклонство. Вторая проблема — съесть Пасху, жертвенного ягненка, а по сути — съесть верховного бога Египта. Это означало, что египтянин должен был публично порвать со своей прошлой жизнью и признать Бога Авраама, Исаака и Иакова своим Богом и Спасителем. По милости Божьей в то время были спасены многие египтяне и люди из других народов (Исх. 12:38).

Подобно тем последним дням в Египте, Иисус Христос пришел на последний праздник — Пасху — за четыре дня до ее совершения. Эти события описываются у евангелиста Матфея с 21-й главы. Это были очень насыщенные по своим событиям дни. В первый из них Христос очищает храм и готовит его к принесению Великой Жертвы — Пасхального Агнца. Тот беспорядок, тот базар, который был в храме в преддверии Пасхи, не мог помочь людям сосредоточить свои мысли, свой взгляд на Христе как Агнце. Этот поступок Иисуса вызвал бурю неудовольствия первосвященников и книжников (Мф. 21:15). На следующий день Иисус опять пришел в храм и провел в нем весь день, уча и наставляя. Священники и старейшины задавали очень много каверзных вопросов, чтобы уловить его хоть в чем-то. Но не могли. Через пару дней были наняты лжесвидетели, которые обвиняли Иисуса.

Эти четыре дня были даны евреям, язычникам и всем, кто мог видеть и знать Иисуса, чтобы «проверить», насколько Иисус является непорочным и чистым. Эти четыре дня бесед, встреч, расспросов показали Его невинность и непорочность. Он был идеальным пасхальным Агнцем. Эти четыре дня также были шансом для каждого пришедшего на этот праздник еврея из Иудеи, из диаспоры, а также для язычников, которые обрезались и желали посвятить свои жизни Богу, чтобы принять Иисуса как своего Спасителя.

Позже воскресший Иисус явится Иоанну на острове Патмос и передаст ему весть о последнем времени. И Иоанн, передавая приветствие церквям, запишет: «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от … Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откр. 1:4—5). Выражение «первенец из мертвых» — это напоминание о события Пасхи Господней из Исх. 12—13. В Исх. 13:15 записано: «Ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца [из] сынов моих выкупаю». Здесь представлена концепция замещения. За жизнь первенца должен был быть внесен выкуп. Поскольку нет ни одного человека, живущего вечно, все умирают. Значит и выкуп должен быть дан за каждого. Христос стал тем выкупом за мертвых. Он стал заместителем для тех, кто принял Агнца как своего Спасителя публично и, оставив всякое идолопоклонство, живет теперь по заповедям Бога.

У каждого человека и сегодня есть выбор, который он должен сделать в своей жизни. Иисус Христос, истинный Агнец, на которого указывали все предыдущие жертвы, однажды пострадал на кресте, пролив Свою кровь, чтобы каждый из живущих на земле мог жить. Но от нас сегодня зависит — воспользуемся ли ты, дорогой читатель, и я этой жертвой, омоем ли мы свои сердца и мысли от грехов, которые отделяют нас от Бога.

Алексей САЙКО, бакалаврант богословия