Свержение ассирийского ига

Во время серьезной опасности для страны, когда ассирийские войска вторглись в Иудею и, казалось, что уже ничто не спасет Иерусалим от верной гибели, Езекия, полагаясь на силу Божью, собрал все силы своего царства, чтобы с непоколебимым мужеством бороться с языческими захватчиками. «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, — увещевал Езекия мужей Иудеи, — потому что с нами более, нежели с ним: с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших» (2 Пар. 32:7, 8).

Не без основания Езекия надеялся на удачный исход битвы. Господству хвастливых ассирийцев, несмотря на то, что Бог некоторое время использовал их как орудие гнева Своего для наказания народов, должен был наступить конец. «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы. Ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, — и кто отвратит ее?» (Ис. 14:28, 24—27).


Ничто так быстро не способствует укреплению веры, как упование на Бога. Иудейский царь приготовился встретить надвигающуюся бурю, и теперь, веря, что пророчество об ассирийцах исполнится, он полностью положился на волю Божью. «И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского» (2 Пар. 32:8).

И вот решающий час, наконец, наступил. Ассирийские войска, одерживая одну победу за другой, вторглись в Иудею…Ассирийские военачальники, уверенные в силе своих хорошо обученных войск, пригласили иудейских старейшин для переговоров, во время которых самым наглым образом потребовали сдачи города. Это требование сопровождалось оскорблениями Бога евреев. Из-за отступничества Израиля и Иудеи имя Божье больше не почиталось среди народов, но сделалось предметом постоянного поношения (см. Ис. 52:5).

К Исаии были посланы вестники, чтобы сообщить о результатах переговоров. «И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей». «Может быть, услышит Господь, Бог твой, все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых» (4 Цар. 19:3, 4).

«И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу» (2 Пар. 32:20).

Молитва Езекии об Иудее и о чести Вседержителя отвечала намерениям Бога. В своей молитве при освящении храма Соломон умолял Бога делать все, «что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день, чтобы все народы познали, что Господь есть Бог, и нет кроме Его» (3 Цар. 8:59, 60).Особенно во время войны и осады, когда начальники народа придут в дом Божий и станут молить Его об избавлении, Он должен явить им Свою милость (см. 3 Цар. 8:33, 34).

Езекия не был оставлен без надежды. Исаия послал сказать ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима».

В ту же ночь пришло избавление. «Пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (4 Цар. 19:35). «И он истребил всех храбрых, и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя Ассирийского» (2 Пар. 32:21).

Вскоре весть об этой страшной каре, постигшей ассирийскую армию, дошла и до Сеннахирима, который по-прежнему стоял на страже, чтобы помешать египтянам оказать помощь иудейским войскам. Пораженный ужасом, ассирийский царь поспешил удалиться, и «возвратился он со стыдом в землю свою» (2 Пар. 32:21). Но ему недолго оставалось царствовать. В соответствии с пророчеством о его внезапной кончине он был убит своими же домочадцами. «И воцарился Асардан, сын его, вместо него» (Ис. 37:38).

Бог евреев победил надменных ассирийцев. Честь Иеговы была восстановлена в глазах окружающих народов. В Иерусалиме народ был исполнен святой радостью. Горячие молитвы об избавлении были смешаны с самыми искренними слезами раскаяния. В великой нужде они полностью доверили Божьему могуществу свое спасение, и Он не обманул их ожидания.

С безошибочной точностью Безграничный ведет счет всему, что совершается в каждом государстве. Это происходит до тех пор, пока Он в Своей милости призывает к покаянию, но когда переполняется мера Божественного терпения, тогда милосердие уступает место суду. Счет закрывается. Божественное терпение кончается, и милосердия ждать уже не приходится.

Э. Уайт, Пророки и цари, глава 30