«Жить с Богом очень выгодно, так почему же не попробовать? Ведь за пробу мы ничего не заплатим»

Богослов из Чехии Павел Шимек рассказал о курсе лекций, которые он проводил в Харькове и о практическом применении веры.

— Здравствуйте, Павел! Расскажите, пожалуйста, о себе, о Вашей профессии, о церкви, как Вы стали служителем.

— Меня зовут Павел Шимек, я проживаю в столице Чехии, Праге. Являюсь пастором церкви адвентистов седьмого дня. Я вырос в семье христиан, поэтому мне было намного проще познать Бога. Когда я говорю, что рос в верующей семье, это значит, что мы на самом деле жили верой. Первые мои воспоминания приводят меня к моменту, когда я стоял маленьким на коленях в пижаме у детской кроватки, и мама меня учила моим первым молитвам. В школе часто надо мной смеялись из-за веры. В училище было уже проще, так как студенты и учителя задавали вопросы. Тогда я начал формулировать свою веру, искать причины, почему я верю.

После училища я не получил направления в институт и пошел работать шахтёром. Тогда мне казалось это несправедливым, но сегодня я понимаю, что неполных 13 лет работы на шахте стали для меня самым лучшим институтом. В течение работы на шахте, я мог заочно учить геологию. Когда в Церкви открылась возможность изучать теологию, я заочно выучил и ее. В 1986 году меня пригласили в Церковь на пасторское служение. Я благодарен Богу за это призвание, потому что это одна из самых красивых работ для Бога. Я женат, у меня красивая жена, у нас трое детей. Старшая дочь, потом сын и опять дочь. Я уже дедушка, у нас четверо внуков.

— Почему Вы приехали именно в Харьков? С какой целью?

— Я очень радуюсь и ценю моменты, когда говорю людям о Боге. Мне нравятся личные разговоры, библейские встречи, я люблю проводить евангельские программы. Каждый год я провожу цикл таких программ. Я сейчас в Харькове благодаря тому, что ко мне пришёл президент конференции и спросил, не мог бы я провести евангелизацию в Харькове. Я с радостью это принял. Хочу добавить, что Харьков очень красивый город.

— Какие темы Вы поднимаете на встречах?

— Мои темы лекций основались на вопросах, которые задавали мне люди на протяжении всего периода моего служения. Я работаю пастором с 1986 года и за это время получил очень много вопросов. Было много встреч, на которых я и для себя не находил ответы. Даже сейчас я не знаю ответы на все вопросы. Но на самые важные из них я нахожу ответы в Библии. После каждой программы я переделываю и переделываю лекции. Лекции, которые проводил в Харькове, я переделывал два года назад. Дизайн презентации делал мой сын.

— Темы Вы поднимаете разные. Какой основной идеей они объединены?

— Я живу в очень секулярном мире. В нашей республике около 15 % населения верит в Бога. У нас много людей, которые верят в суеверия. Они не верят в Бога, а верят «во что-то». Поэтому я начал думать, как им помочь найти личного Бога. Поэтому я назвал цикл лекций «Почему не попробовать путь веры?» Дать такое название мне помогли те воспоминания, когда я не хотел чего-то делать, и мама мне говорила: «Почему не попробуешь, ведь за это ты не заплатишь?». Я хочу сказать людям: «Попробуйте, ведь за это вы ничего не заплатите. И пока вы это не попробуете, у вас нет возможности выбрать».

Поэтому эти лекции я начинаю с темы: «Почему я не могу не верить в Бога». Обычно люди говорят: «Я не верю», а я им говорю: «А я не могу не верить». И у них уже появляются вопросы: «Почему ты не можешь не верить?» Я их уже спрашиваю: «А почему вы не верите? Какие у вас доводы, причины, чтобы не верить?» И вдруг появляется диалог. Этими лекциями я хочу пригласить людей, чтобы они действительно начали задумываться о Боге, о том, что вера является актуальной для человека в современном мире.

— Почему этот цикл лекций актуален?

— В последнее время растёт коррупция, вокруг много обмана, преступности, морального упадка. Люди, у которых есть всё, не хотят жить. На данный момент в Чехии очень боятся эмигрантов. Но хочу уточнить, что у нас нет страхов от эмигрантов с Украины и бывшего Советского союза, эти народы мы приветствуем. Но мы боимся эмигрантов из Африки, с исламских стран. Люди бояться, что будут уничтожены их традиций. Но, к сожалению, мы давно уже потеряли свои традиции и лишились этого добровольно. Часто ко мне подходят и спрашивают: «В чём смысл жизни?»

— Павел, на чём зиждется основание вашей веры?

— Я вначале говорил, что мое познание Бога произошло благодаря моим родителям. Но когда человек подрастает, он с радостью может поменять родителей на друзей, дом на улицу. Когда я стал подростком, было время, когда я мог поменять взгляды родителей на взгляды друзей, дом поменять на улицу и не принимать родительских советов. Это было время, когда я сам себе задавал вопрос: если вообще смысл верить? Я никогда не сомневался, что Бог существует, но всегда думал: стоит ли жить так, как Бог повелевает.

Бог мне всегда давал новые и новые опыты, и я чувствовал, что Он каким-то определённым образом притягивает меня к Себе. В пятнадцать лет я принял крещение и отдал свою жизнь Иисусу Христу. Бога я принимал умом, но обязан сказать, что тогда ещё не было личного опыта с Богом. После крещения меня больше всего интересовало: что я могу ещё сделать такое, чтобы это не оказалось грехом? Я был очень рад, что принял крещение. Возможно, если бы я не сделал этого, я бы очень далеко зашёл и неизвестно, вернулся ли к Богу.

Признаюсь, что моя духовная жизнь не всегда была такой правильной, какой должна быть. В молодости мне одновременно нравились многие девочки. Но я знал, что не могу флиртовать с каждой из них. Так как я хотел показать свою ответственность перед Богом, я решил, что каждый день буду ставить галочку возле имени той девушки, о которой думал, а в конце месяца буду проводить время с той, которая получит больше галочек. Такой интересный я был. Хочу сказать, что это никуда меня не привело.

Потом я познакомился с девушкой, которая не ходила в Адвентистскую церковь. Она и её семья были католиками. Когда мы впервые пошли на прогулку, она меня спросила, верю ли я в Бога, и я ей сказал, что да, принадлежу к Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Она мне ещё задавала много вопросов, и я немножко нервничал, потому что меня интересовали другие вопросы, но так как, она мне нравилась, я старался давать ей самые лучшие ответы. Сразу после первого свидания, когда мы расставались, она сказала мне: «Это был прекрасный день. Не хочешь помолиться и поблагодарить Бога за этот день?»

До этого от меня ни одна девушка такого не хотела. Тогда я всегда, наверное, молился формально, а в этот момент она просила, чтобы я поблагодарил Бога именно с искренней благодарностью. Я сказал: «Да», но это была молитва больше похожая на то, что я хотел похвастаться перед ней. Я верю, что Бог и такую молитву принял. Меня ожидали сюрпризы и на последующих встречах. Она меня попросила: «Ты знаешь Библию, я не знаю, давай мы будем вместе изучать Библию». Я был готов с ней проводить время, но изучать Библию мне совсем не хотелось. Но так, как она настаивала на этом, я сказал: «Да, я заинтересован в этом».

Тогда я понял, что у меня есть знания о Боге, но нет личного опыта с Ним. У неё не было таких знаний, но она очень уважала Бога. Будучи молодым человеком, я стыдился читать Библию перед родителями. Если бы это увидела мама, она бы погладила меня по голове и сказала: «Павлик, как хорошо, что ты читаешь Библию». Я бы этого не перенёс. Так как мы с этой девушкой начали вместе изучать Библию, я должен был ей объяснять. Чтобы похвастаться перед ней, что я знаю, вечером, чтобы меня никто не видел, я шёл в папину комнату изучать разные Библейские комментарии. После пятой или шестой встречи, когда мы изучали Библию, я почувствовал что-то особенное, Библия коснулась моего сердца. И вдруг Она начала на меня действовать и я понял, что уже не говорю девушке, а открываю Бога для себя. Я чувствовал, что Бог обращается ко мне через Своё Слово.

И всё изменилось. Когда я приходил домой, мог читать Библию перед родителями, мама не приходила и не гладила меня. Я стал смело спрашивать отца, что это значит, как это объяснять. Я вдруг начал молиться так, как до тех пор не молился. Мы с этой девушкой изучали Библию больше года. Это закончилось как в сказке, она стала моей женой. И до сегодняшнего дня она намного духовнее, чем я, она больше молится и очень меня поддерживает в отношении к Богу.

— В чём заключается секрет вашего семейного счастья на протяжении уже 41 года?

— Если говорить о семейном счастье, то это наша совместная вера. Речь не идет о том, что вера оберегает нас от проблем, мы даже пережили семейный кризис. Могу также оценить Божье внимание к нам, которое Он даёт. Благодаря этому мы можем уважать супружескую взаимную верность. Были такие моменты, когда мы доверяли друг другу, не смотря на то, что мы не всегда понимали друг друга. А когда нам было хуже всего, мы держались вместе за руки и молились. В этом я вижу причину нашего семейного счастья.

— В чём должна проявляться вера в Бога?

— Когда я встаю, самое прекрасное для меня время это когда я провожу его с Богом, читаю Библию. Я молюсь и говорю: «Господи, благодарю Тебя, что я живу, что Ты дал мне ещё один день. Благодарю Тебя, что Ты даёшь мне всё, в чём я нуждаюсь». Потом я говорю Богу, что передо мной целый день и прошу, чтобы Он помог мне прожить его по Его воле. Я говорю: «Господи, дай мне силы, чтобы правильно себя вести с моей женой, с моими коллегами по работе, с другими людьми. Ты видишь, что я желаю только добра, но сам я не справлюсь. Поэтому я прошу, чтобы Ты сопровождал в течение всего дня. Чтобы Ты охранял меня от болезней, от ударов». Так же молюсь, чтобы Бог охранял меня от искушений. Я молюсь и предаю Божьей заботе свою жену, семью, чтобы Бог о них заботился. Потом я молюсь за тех, которые меня просят, чтобы я о них молился. Потом я говорю: «Боже, у меня сегодня есть такой и такой план, но если у Тебя со мной сегодня есть ещё планы, то покажи, чтобы я мог познать это».

Затем я иду на работу исполнять свои обязанности. Вы знаете, в основном получается, а когда не получается, я прошу у Бога, чтобы Он меня простил, и опять прошу, чтобы Бог мне помог. Так постоянно. У нас в семье есть очень хорошая привычка благодарить Бога за еду. Тогда мы вдруг осознаём, что у нас есть больше, чем у многих других и, возможно, мы сейчас ответственны, чтобы помочь другим. Вечером я молюсь, например, так: «Господи, тут у меня получилось очень хорошо. Спасибо! А в этом случае я это всё испортил, я не смог исправиться, прости». И опять я молюсь за обычные вещи, в которых человек нуждается. Это одна часть моей веры.

Другая часть моей веры заключается в людях, которые окружают меня. Бог дал мне ответственность как мужа, отца, дедушки, как соседа и как пастора. Я очень прошу Бога, чтобы Он помог мне исполнить эти роли. Он дал ещё один особенный дар человеку — особенный прекрасный день, когда мы не работаем, когда мы можем отдохнуть, когда мы встречаемся и находимся в обществе таких же верующих, как мы.

Верить хорошо, когда всё хорошо. Как сохранить веру и как поверить, когда ты неизлечимо болен или всё потерял?

Я не знаю, когда человеку проще верить — когда он беден или когда богат. Думаю, что веру нельзя измерить тем, что творится вокруг нас. Я много читал разных историй, когда люди проживали прекрасный опыт с Богом, несмотря на то, что были в концлагере. Они настолько сильны в вере, что могли даже жизнь отдать ради Иисуса Христа. Часто я прихожу к очень больным людям, чтобы поддержать, а они, имея такую сильную веру, сами поддерживают меня. Когда у нас всё хорошо, может появиться опасность забыть Бога и перестать нуждаться в Нём. Я так же знаю людей, которые богаты, у которых всё хорошо, но они не так держатся за Бога, как висят на Нём. Вера является отношением к Богу и на неё не должны влиять время или обстоятельства, ведь я же, когда болен, всё равно люблю свою жену. Бог хочет радоваться вместе с нами в наших радостях, и плакать вместе с нами в наших горестях. Вера прекрасная, и с ней может жить каждый в разных ситуациях, когда ему хорошо и когда ему плохо.

Однажды ко мне подошёл один богатый мужчина и говорит: «Вы помогаете немощным, слабым, старым и хорошо делаете, а кто поможет нам, богатым?» Я ему сказал, что Бог является не только Богом слабых, больных, немощных, но и Богом для сильных, богатых, здоровых. Мы вместе стали изучать Библию, он познал Бога и получил многие ответы на свои жизненные вопросы. Потом он сказал мне, что он был в таком состоянии, что ему даже не хотелось жить. Сегодня этот мужчина является примерным христианином, он любит людей, помогает им и рассказывает об Иисусе Христе. Он нашёл истинный смысл жизни.

Люди потеряли смысл жизни. У них нет надежды, они не могут найти ответы на обычные вопросы. Часто они не могут смириться со своими ошибками, но когда они чувствуют, что Бог их простил, у них появляется желание исправить отношения в семье, принять Божьи принципы в свою жизнь, им становится легко, они получают радость и надежду в своей новой жизни. Я вижу, что вера срабатывает, что она меняет людей. И это даёт мне силу, поддерживает в том, чтобы я мог делиться с этим людьми. Очень много людей говорили, что, если бы они не знали Бога, то сегодня уже развелись, имели бы намного хуже здоровье, и даже не хотели бы жить дальше. Жизнь с Богом — это очень выгодная жизнь, так почему же не попробовать. Ведь за пробу мы ничего не заплатим.

— На чём должна основываться вера? Ведь многие сейчас говорят в современном мире, что я тоже во что-то верю, у меня есть свой бог. Что должно быть основанием веры?

— Самое большое познание о Боге мы можем узнать из Его Слова. Вера не касается только ума или интеллектуального уровня. Вера — это, прежде всего отношение к Богу и отношение к людям. Иисус говорит очень просто: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всею душою твоею. Но здесь Иисус не заканчивает, но говорит: люби ближнего твоего как самого себя. Людям очень важно, чтобы существовало здоровое христианское общество. Я очень рад, что могу привести людей, которые хотят изучать Слово Божье, жить с Богом, в такое общество. В нашем христианском обществе эти люди могут встретить других людей, которые прожили такие же испытания, они могут делиться друг с другом, поддерживать друг друга. И так, как мы вместе молимся, поём и слушаем Слово Божье, Бог нас изменяет. Вера является не тем, что я знаю, а тем, как я живу.

— Как Вы думаете, почему в странах Европы больше людей верят, чем в постсоветском пространстве? В своих лекциях Вы приводите статистику, которая явно показывает это.

— Существуют статистики веры в разных странах. На самом деле я думаю, что пропаганда имеет большое влияние на веру. Это видно в Германии, в ее Восточной и Западной части. После войны эта единая страна разделилась на две части. В восточной части началась пропаганда атеизма. Сегодня статистика говорит, что в Восточной части Германии верующих где то 20%, а в Западной — около 80% верующих. Это один народ, одна культура, одни гены, но было достаточно сорока лет пропаганды, чтобы они могли отказаться от веры.

Польша интересная тем, что тоже прошла через социализм, но она сохраняла свою веру. В Польше 90% верующих. Мне неизвестно почему некоторые народы так легко отрекаются от своей веры. Иногда люди обращаются к Богу и говорят, что они верующие, но жизнь их говорит об обратном. Если бы мы посмотрели на верующих взглядом Бога, увидели, сколько действительно существует истинно верующих и возможно, статистики были бы совсем другими. То, что человек сказал, что он верит в Бога, ничего ещё не значит.

— С чем связано, что Чехия является самой секулярной страной Европы?

— Это очень серьёзный вопрос. Возможно, на этот вопрос смог бы ответить историк. Если мы посмотрим на историю, то увидим, что в нашей республике возникла Реформация, очень расширился протестантизм. Люди отвергали способ жизни христианской иерархии. Начали читать Библию, и в ХV—ХVI столетии все могли сказать, что каждая бабушка знает Библию лучше, чем князь. Потом настала битва на Белой горе, и произошла опять рекультуризация чешской республики. Многие должны были уехать из республики, а остальные очень легко и просто вернулись в католическую церковь, несмотря на то, что в сердце они были убеждены в чём-то другом. Скорее всего, мы очень быстро попадаем под влияние чьих-то взглядов. Когда основалась Чехословацкая республика, появилась национальная церковь. После Второй мировой войны у нас был социализм и большая пропаганда атеизма. А это сильно повлияло на наше общество. Я не знаю, почему мы так легко лишись веры наших отцов.

Беседовала Наталья КОПЫЛОВА