«Пока они вынуждены оставаться в городах…»

При чтении духовного наследия Эллен Уайт можно обнаружить, что она рекомендует христианам сменить место жительства и выехать из городов в сельскую местность. И хотя она временами принципиально советует переезжать из города в сельскую местность, тем не менее, ее рекомендации далеко не однозначны. Напротив, они многогранны и обусловлены рядом обстоятельств: условия жизни в городах и преимущества сельской жизни, влияние окружающей среды на детей и молодежь и их воспитание, евангельская работа и развитие церкви в городах, близость Второго Пришествия Христа, состояние мира и заключительные события перед этим вселенским событием.

Чтобы иметь объективный взгляд на рекомендации вестницы Божией, касающиеся переезда в деревню, очевидно, их следует рассмотреть через призму этих аспектов. Вполне осознавая, что в короткой публицистической статье невозможно охватить и раскрыть все аспекты темы и ответить на все вопросы, тем не менее, некоторые из них мы попытаемся осветить.

 

А разве мы не должны притворить в жизнь советы Эллен Уайт?

Прежде всего, следует подчеркнуть, что эта тема стала сегодня актуальной по той причине, что в последнее время некоторые члены Церкви АСД разделяют неоднозначные взгляды о рекомендациях Эллен Уайт, упомянутых выше. В этой связи Церковь в самых разных регионах и странах на территории Евро-Азиатского дивизиона (и за его пределами) озабоченна этим явлением, поскольку среди ее членов есть активисты, которые, будучи вполне искренними верующими людьми, одержимы неким религиозным азартом и порой агрессивно продвигают идею переезда из городов в сельскую местность. Надо признать, что на сегодняшний день уже есть семьи, которые поспешно осуществляют переезды. Они вроде бы логично заявляют: «А разве мы не должны притворить в жизнь советы Эллен Уайт?».

Безусловно, адвентисты принимают советы сестры Уайт и следуют им, но проблема вовсе не в том, игнорировать или следовать рекомендациям Эллен Уайт. Главное, не делать этот шаг поспешно, необдуманно, в условиях тотального кризиса, в результате чего они неизбежно окажутся в сложных жизненных обстоятельствах. Более того, ситуация стала чрезвычайно проблемной еще и потому, что есть люди, которые злоупотребляют текущей ситуацией и эксплуатируют коронавирусную пандемию, призывая адвентистов внять, наконец, совету сестры Уайт и незамедлительно выезжать из городов. У этих людей, например, уже имеются бизнес предложения по строительству домов, хотя некоторые из них не являются адвентистами и спекулируют на этой напряженной, драматичной ситуации ради личной выгоды и наживы.

Очевидно, переезд из города в село — это вполне здравый шаг и созвучен рекомендациям вестницы Божией. Этот шаг, конечно же, следует спланировать и учесть все стороны сложного предстоящего события. Учитывая советы сестры Уайт о переезде в деревню и о преимуществах жизни в сельской местности, люди сами выбирают, где им жить и принимают решение о переезде. Между тем важно делать это, еще раз подчеркнем, в высшей степени здраво и обдуманно. Переезжать поспешно, под влиянием момента, массово, покидая Церковь в городе (в ущерб общинной жизни), — это как раз то, что не одобряла, точнее, обличала сестра Уайт. Речь, в частности, идет об адвентистской общине в городе Батл-Крик: «Берегитесь необдуманных поступков, — писала она, — внимая совету переезжать из Батл-Крика» (Избранные вести, т. 2, с. 361). Как известно, переезд — это довольно сложный шаг в жизни семьи: необходимо найти новое подходящее место и соответствующее жилье, затем продать имеющееся жилье и купить другое. Если на новом месте имеется участок земли и предполагается строительство нового дома, то это в двойне хлопотное дело. Далеко не каждый человек умеет и знает, как осуществить все эти сложные дела для завершения переезда.

Один из немаловажных вопросов — трудоустройство, ведь невозможно жить без средств к существованию. Многим кажется, что все это легко решается в деревне, на земле, однако выращивание овощей и дальнейшая реализация готовой продукции — это серьезнейший вопрос, поскольку сельскохозяйственную продукцию придется реализовывать в условиях жесткой конкуренции. И самое главное, нужно помнить о цели переезда (с учетом советов сестры Уайт). Если говорить о благополучии детей, то для них должны быть созданы соответствующие условия, в том числе подходящая школа. Эти и многие другие вопросы необходимо решать в процессе переезда.

С учетом вышесказанного, переезд на новое место — это чрезвычайно напряженное и сложное дело. И если учесть тот факт, что теперь мы живем в условиях экономического кризиса, то очевидно, что это весьма рискованно и, поэтому, неразумно осуществлять переезд (покупку или продажу недвижимости) в условиях мировой экономической и политической нестабильности.

Говоря о необходимости продумать и спланировать свой переезд, сестра Уайт предостерегала: «Ничего не делайте беспорядочно, иначе случится большой убыток или потеря имущества из-за пылких, импульсивных выступлений, возбуждающих энтузиазм, не согласующийся с предписанием Божьим» (Сельская жизнь, с. 27). Наставляя в вопросах переезда, она утверждает, что «из-за недостатка рассудительной выдержки и надлежащего обдумывания, здравых принципов и целей, победа, которой важно было достичь, обернется поражением» (Там же). По этому поводу Эллен Уайт также писала: «Каждому христианину необходимо тщательно обдумать принимаемое решение, не уподобляясь тому человеку из притчи, который, начав строительство, так и не мог его закончить. Ни одного шага нельзя делать необдуманно… Есть такие люди, которые торопятся взяться за дело, ничего не зная о нем. Этого Бог не одобряет… Нельзя принимать решения и действовать импульсивно под влиянием пылких, порывистых речей, возбуждающих нездоровый энтузиазм, ибо это исходит не от Бога. Иначе не избежать потерь и неоправданных жертв» (Избранные вести, т. 2, с. 362, 363).

Несмотря на то, что сестра Уайт рекомендовала адвентистам переезжать в сельскую местность, все же она не считала, что переезд следует осуществлять любой ценой в ущерб своей жизни, здоровью и не успев подготовить и рассчитать все стороны жизни в сельской местности.

Когда в Батл-Крикской общине был ажиотаж и движение вокруг переезда в сельскую местность и члены этой общины стали переезжать, то, кроме того, что Эллен Уайт говорила, что они не должны совершать переезд «без подготовки», продолжая свое предостережение, увещевала, что такой спешный переезд приведет их к тому, что они будут «горько сожалеть о своем решении…» (Избранные вести, т. 2, с. 361).

 

«Пока они вынуждены оставаться в городах…»

Советы вестницы Божией многогранны и сбалансированы. Говоря о том, что адвентистскому народу следовало выезжать из городов, она не была категоричной (не имела крайних взглядов в этом вопросе) и не забывала о миссии церкви в городах. Она указывала на полученную весть: «Небесный Вестник, присутствовавший на нашем собрании, сказал: «Никогда не упускайте из виду тот факт, что весть, которую вы возвещаете, это весть всемирного масштаба. Ее необходимо возвещать во всех городах и населенных пунктах, на оживленных магистралях и на окраинах. Вам не следует ограничивать сферу распространения этой вести» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 35). Помня о Великом поручении Спасителя, она увещевала, что «наши города должны услышать Божью весть, но мы совсем не торопимся внимать этому наставлению… Господь взывает к работникам, ибо впереди их ждет великий труд. Необходимо продолжать обращение неверующих, которое приложит спасаемых к Церкви. Наша весть должна прозвучать на каждой улице, на каждом перекрестке…» (Рукопись 7, 1908 г., Евангелизм, с. 32). Эллен Уайт увещевала: «Братья мои, идите в города, пока есть возможность» (Рукопись 7, 1908 г., Евангелизм, с. 33). Продолжая тему о служении в городах, она утверждала, что «наши последние усилия в выполнении работы Божьей на земле должны нести на себе Божественную печать» (Там же).

Помня о нуждах жителей городов, Эллен Уайт проявляла особый интерес к детям. Она считала, что «гораздо больше должно быть сделано для спасения и образования детей, не имеющих в настоящее время возможности выбраться из городов. Это дело достойно наших самых настойчивых усилий» (Воспитание, с. 306). Поскольку Э. Уайт ратовала за образование, она утверждала, что «для детей, живущих в городах, должны быть учреждены церковные школы, и в этих школах следует предусмотреть изучение высших наук, к чему они и призваны» (Там же). А ведь школа — это учреждение, требующее особого внимания, управления, планирования, наличия учителей, администраторов и т.д. Образовательное церковное учреждение требует большого вовлечения всей церкви для его деятельности и нормального функционирования.

Еще одна сфера служения в городах, в котором сестра Уайт была заинтересована — это социальное служение. В этой связи она писала: «Наши столовые должны оставаться в городах, иначе наши работники не смогут общаться с людьми и учить их принципам здорового образа жизни» (Избранные вести, т. 2, с. 142). И для деятельности учреждения общепита также необходим коллектив, который сможет трудиться в нем.

В то же самое время, есть еще один аспект этого вопроса. Э. Уайт, в частности, писала, что «Господь неоднократно наставлял нас, что в городах надо работать из загородных центров» (Избранные вести, т. 2, с. 358). По этому поводу она также писала следующее: «в больших городах следует трудиться, пребывая на аванпостах за городскими пределами» (Письмо 182, 1902 г., Евангелизм, с. 77). Говоря о работе вне городов, сестра Уайт настойчиво призывает: «…наши издательства, медицинские центры, духовные академии необходимо вынести за пределы города» (Избранные вести, т. 2, с. 358).

Некоторые читатели духовного наследия Эллен Уайт довольно упрощенно понимают ее совет относительно ведения работы за пределами городов. Здесь, однако, нужно посмотреть шире, с точки зрения долгосрочной стратегии евангельской работы в городах. Очевидно, что, следуя этому совету, миссионеры могут жить в пригородах и трудиться в городах. Их евангельская работа предполагает «приобретение» новых людей, создание новых общин в городах, затем вовлечение новообращенных в евангельскую работу, чтобы они, в свою очередь, становились учениками и трудились для обращения своих родственников, соседей, коллег по работе и т.д. Иронично было бы считать, что, как только городской житель крестился, миссионер «эвакуирует» его в аванпост. Так, со временем в городах образуются общины, из которых посвященные люди становятся пресвитерами, пасторами, проживая в городе. Сестра Уайт считала, что «в городах нужно строить дома молитвы как памятники Богу» (Там же). Создание новых церквей — это закономерность роста церкви.

Эта тема многогранна. К примеру, если коснуться такого вопроса как влияние на людей, то Священное Писание и сестра Уайт говорят следующее: чтобы христианам выполнить свое предназначение и быть «солью» и оказывать влияние на людей, они должны находиться в среде людей и своей жизнью быть «письмом Христовым». Могут ли они это сделать, живя в другом населенном пункте? И здесь, пожалуй, не стоит противопоставлять друг другу две идеи — выезда в село, с одной стороны, и продолжения служения в городе, с другой стороны, потому что и те, и другие советы дала именно сестра Уайт. Здесь нужен разумный и сбалансированный подход.

В вопросе служения в городах есть еще один аспект — это духовный рост христианина и стойкость против искушений. Имея близкие отношения с Богом, христианин постоянно растет, преодолевая «духовное младенчество» и достигая духовно зрелого состояния последователя, ученика Христа. Такой христианин ежедневно ходит с Богом, Который дает ему силу противостоять искушениям, поэтому он не будет подвержен испорченности и искушениям, которые могут быть порождены городскими условиями жизни. Хотя выбор Лота и неоднозначен, в Писании о нем сказано, что «сей праведник, жил между ними» (2 Петр. 2:8); он был духовно стойким и Господь избавил его от искушений.

Излагая важность служения в городах, Эллен Уайт писала о приверженцах Церкви АСД: они «пока вынуждены оставаться в городах… [и] принимать активное участие в миссионерской работе» (Ревью энд Геральд, 27 сентября 1906 г., Избранные вести, т. 2, с. 360), при этом, делая важную оговорку, которой мы, к сожалению, не придаем значения: придет время, когда народ Божий вынужден будет без промедления покинуть города.

 

Пандемия короновируса и близость Второго пришествия

Священное Писание указывает на признаки пришествия Господа. Сегодня некоторые христиане считают, что настоящая эпидемия является признаком пришествия (едва ли не окончательным) и, в этой связи настаивают, что пришло время покидать города. Однако если мы внимательно читаем 24 главу Евангелия от Матфея, где Сам Христос излагал признаки Своего пришествия, важно заметить, что после каждого признака Он произносил слова: «… но это еще не конец». Только указав на масштабную проповедь Евангельской вести, Спаситель произнес слова: «… и тогда придет конец». Невозможно игнорировать настоящую пандемию короновирусной эпидемии, но ее можно отнести всего лишь к одному из признаков пришествия Христа.

Говоря о том, что время всеобщего покидания городов еще не настало, Эллен Уайт, тем не менее, принципиально указывает на время (и конкретные политические события), когда весь народ Божий вынужден будет это делать: «Недалеко то время, когда мы, подобно первым ученикам, будем вынуждены искать убежище в безлюдных и пустынных местах… принятие в нашем государстве указа об обязательном соблюдении папской субботы будет предупреждением для нас. Тогда настанет время покинуть сначала большие города, а вскоре и малые, чтобы искать себе убежище в уединенных местах среди гор» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 464, 465). Из этих слов мы видим, что издание закона об обязательном соблюдении воскресного дня, явится одним из знаков выхода из городов.

Еще одним из признаков, на которые указывает сестра Уайт, являются заключительные гонения, угрожающие смертью и уничтожением народа Божьего: «Во время скорби все мы бежали из городов и селений от преследовавших нас нечестивых, которые вторглись в дома святых с мечом в руках» (Ранние произведения, с. 34). Она продолжает эту тему: «Когда святые покидали города и села, их преследовали нечестивые, стремившиеся умертвить их. Но мечи, поднятые на детей Божьих, ломались, словно солома, и, потеряв силу, падали на землю. Ангелы Божьи ограждали святых» (Там же, с. 284).

Говоря о выходе народа Божьего из городов и надвигающейся угрозе, сестра Уайт показывает надежду на избавление, которое пошлет Господь: «Хотя указом уже определено время, когда должно предать смерти всех, соблюдающих заповеди Божьи, но враги попытаются сделать это раньше. Однако никто не сможет пройти сквозь могущественный строй стражей, охраняющих каждую верную душу» (Великая борьба, с. 631).

Нет никаких сомнений, тема о переезде в сельскую местность весьма многогранна, сложна и проблематична, и для ее понимания необходима мудрость Божья. Если в этом вопросе дети Божии доверятся Богу, тогда, по словам сестры Уайт, «перед ними откроется и прояснится путь, и Господь прольет на него Свой свет» (Избранные вести, т. 2, с. 362). Пожалуй, ее обращение к своим современникам и единоверцам, готовым доверится сомнительным советникам, все еще актуально: «Теперь я умоляю каждую душу не слишком сильно и доверительно рассчитывать на помощь человеческих советников, но наиболее серьезно рассчитывать на помощь Бога — мудрого в совете. Подчините все свои пути и свою волю Божьим путям и Божьей воле…» (Там же). Только зрелый подход и, главным образом, Божественная мудрость откроет нам полное понимание и значение этих вопросов, поможет сделать нам правильный выбор, и поведет нас по верному пути.

 

Всеволод Андрусяк,
директор Отдела духовно-исторического
наследия Церкви Адвентистов Седьмого Дня
Евро-Азиатского дивизиона