Друзья Иова

И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов 2:13).

Иов, пораженный глубокой скорбью, сидел в пепле, видимо, на местной свалке. Он буквально был повержен в прах. Он страдал не только от душевных мук, на его теле просто не было живого места. Никто не знает наверняка, какая болезнь его сразила, но есть мнение, что это была тяжелая форма фурункулеза. Выделения, сочившиеся из кожи и быстро превращавшиеся в корку, нужно было постоянно чем-то счищать; мухи откладывали яйца прямо в нарывы, из которых появлялись мерзкие личинки; его тело смердело, у него появился зловонный запах изо рта, а кости и суставы у него болели так, что он не мог подняться на ноги.

От жены помощи не было почти никакой. Она бросила ему: «Похули Бога и умри» (Иов 2:9). А Иов выпалил ей в ответ: «Ты говоришь как одна из безумных» (стих 10).

Позднее, когда к нему пришли Елифаз, Вилдад и Софар, чтобы «сетовать с ним и утешать его» (стих 11), они с трудом его узнали и не могли сдержать слез. Увидев его сидящим среди мусора и отбросов, они разодрали одежды свои и стали бросать пыль над головами к небу по заведенному на Древнем Востоке обыкновению — в знак скорби.

Меня берет оторопь от того, как поступили они дальше. Я ими по-настоящему восхищаюсь. Целую неделю просидели они рядом с Иовом — день и ночь в пыли и прахе. «И никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (стих 13). Когда мы страдаем, нам не нужны увещевания и советы. От банальностей из уст доброжелателей страдальцу зачастую бывает только хуже…

Когда у меня умер отец от сердечной недостаточности недели за две до Рождества, я позвонил своему сыну из аэропорта, откуда собирался лететь в Калифорнию. «Рон, — выдохнул я, — только что умер мой отец».

А в ответ… тишина. Прежде чем заговорить, Рон молчал несколько долгих, бесконечных минут. Его молчание означало для меня больше, чем все последующие соболезнования из уст знакомых и друзей, и я не переставая думал о его реакции весь перелет.

Большинству из нас (и мне в том числе) свойственна торопливость в словах. Мы сначала говорим, а потом уже думаем. Не давая себе труда поразмыслить, мы выпаливаем слова, которые на поверку оказываются пустыми и ничего не значащими. Нам не хватает ума понять, что молчание может сказать больше, чем обильный поток слов. Нет ничего утешительнее, чем молчаливое сопереживание.

"Мозаика Божьего величия" - вечерние чтения для семьи на 2013 год

Электронный вариант Вечернего Стража предоставлен издательством “Источник жизни”. Вы можете приобрести Вечерний Страж в Книжных центрах вашего региона.
 
Скачать чтения “Мозаика Божьего величия” (2.6 MB)