Флора или фауна

Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил… Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек… и множество скота? (Иона 4:10, 11).

Завершив обход Ниневии с вестью о надвигающейся участи, довольный собой Иона «сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом» (Иона 4:5). Что сделает с Ниневией Яхве? Одождит ее огнем? Сокрушит ее крепкие стены мощным землетрясением? А может, опустошит ее губительной язвой? Или вдруг ниоткуда явится могущественная армия? Древнееврейское слово, использованное Ионой в его вести, было общего характера и могло означать гибель любого рода: от рук врагов, от землетрясения, наводнения, засухи и так далее. Но, как и опасался Иона, ничего не произошло… потому что народ покаялся.

Иона, мягко говоря, был недоволен Богом. Он принялся роптать: «Я… знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (стих 2). Божье человеколюбие — что может быть прекраснее! А уж какой это был повод для радости в Ниневии, когда они узнали, что Он человеколюбив! Да и сам Иона должен был радоваться, что Бог благ и милосерден, долготерпелив и многомилостив, ведь именно поэтому он остался в живых после близкого знакомства с бушующим морем и прожорливой рыбой.

Поскольку шалашик, наскоро устроенный Ионой, не спасал его от палящего месопотамского солнца, «произрастил Господь Бог растение… чтобы над головою его [Ионы] была тень и чтобы избавить его от огорчения его». Иона приободрился… но лишь до следующего утра, когда ненасытный червь подточил ствол этого растения и оно засохло. Затем подул восточный ветер, но был он такой знойный, что облегчения не принес, и стало Ионе так плохо, что он начал просить себе смерти, говоря: «Лучше мне умереть, нежели жить» (стих 8).

Бог ответил ему, сравнив его огорчение по поводу растения, которое сегодня есть, а завтра его уже нет, с собственной жалостью к людям и скоту (см. стих 11). Что важнее? Что имеет в себе большую моральную ценность? Бог сделал выбор в пользу фауны, тогда как Иона предпочел бесчувственную флору. Да, растения играют важную роль, но они не способны откликаться на любовь Божью. А вот животные в этом смысле гораздо отзывчивее, и потому Бог дорожит ими больше. Так кто же был прав — Бог или Иона?

"Мозаика Божьего величия" - вечерние чтения для семьи на 2013 год

Электронный вариант Вечернего Стража предоставлен издательством “Источник жизни”. Вы можете приобрести Вечерний Страж в Книжных центрах вашего региона.
 
Скачать чтения “Мозаика Божьего величия” (2.6 MB)