Прощены

Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Мф. 18:21).

Иисус обращался к наиважнейшей теме прощения неоднократно. Он даже затронул ее в молитве, которой учил Своих учеников. «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему» (Лк. 11:4). Иисус был предельно ясен в Своем учении: если мы рассчитываем на прощение, то и сами должны проявлять милость: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

В учении Иисуса о прощении не было ничего новаторского. Иудаизм учил тому же. «Если кто исповедует грех свой и покается, прости ему» (Завет Гада, 6:4). «Прощай проступки ближнему своему; и когда помолишься, твои грехи тоже будут прощены» (Сир. 28:2). И все же повторение — мать учения, и столь важная тема стоила того, чтобы ее поднимать снова и снова.

В Ам. 1:6 сказано: «За три преступления Газы и за четыре не пощажу ее». Говорят, что, опираясь на этот стих, некоторые раввины пришли к заключению, что прощать ближних нужно всего лишь до трех раз. Будь это так, предложение Петра прощать «брата» (по вере) до семи раз можно было бы считать весьма великодушным. Тем более что семь — это символ совершенства! Это число ассоциировалось у иудеев с полнотой. Куда уж больше! На семи источник милосердия так и так должен был иссякнуть.

Ответ Иисуса, должно быть, поверг Петра в шок! «Не говорю тебе: „до семи“, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). На древнегреческом языке это высказывание звучит несколько двусмысленно. Его можно перевести как семьдесят раз по семи, что в сумме дает четыреста девяносто, а можно просто как семьдесят семь. Более предпочтительным видится второй вариант, поскольку такими же точно словами бахвалится Ламех в Быт. 4:24, обещая, что за него отмстится в семьдесят семь раз. Другими словами, учение Иисуса было полной противоположностью тому, что практиковал Ламех. В любом случае, каким бы ни было это число — семьдесят семь или четыреста девяносто — смысл Его слов состоял в том, что мы должны прощать до бесконечности.

Прощение — дело не простое, но в психологическом своем аспекте оно освобождает нас от тирании обидевшего нас человека. Оно начинается с волевого усилия, а заканчивается возрождением сердца. Прощение прокладывает путь для исцеления души и в случае полного успеха позволяет восстановить отношения с человеком, которого мы простили. Именно таков механизм поддержания мира в сообществе веры. И именно так мы сохраняем здравый рассудок и душевное равновесие, несмотря на оскорбления со стороны ближних.

У Иисуса слова не расходились с делом. Он не только говорил о важности прощения; Он явил его на кресте.

"Мозаика Божьего величия" - вечерние чтения для семьи на 2013 год

Электронный вариант Вечернего Стража предоставлен издательством “Источник жизни”. Вы можете приобрести Вечерний Страж в Книжных центрах вашего региона.
 
Скачать чтения “Мозаика Божьего величия” (2.6 MB)