Институт библейских исследований ГК, Комитет по этике октябрь 2014 г.
В течение последних месяцев Комитет по этике Института библейских исследований получил ряд обращений, касающихся актуальной темы трансгендерности. Когда трансгендерные люди принимают Иисуса и присоединяются к Церкви Адвентистов Седьмого Дня, это вызывает несколько важных вопросов, два из которых рассмотрены ниже. Первый вопрос касается вступления трансгендерных людей в брак. Второй вопрос затрагивает отношение Церкви и верующих к операциям по изменению пола. Внимательно изучив данный вопрос и основываясь на Библии, Комитет сформулировал следующие две позиции, которые помогут Церкви рассматривать обсуждаемые вопросы с библейской точки зрения.
О вступлении в брак лиц, сделавших операцию по изменению пола
Вопрос об уместности вступления в брак трансгендерных людей, сделавших операцию по изменению пола[1], и о том, следует ли Церкви этому препятствовать, весьма деликатен[2]. Нередко эти люди испытывали эмоциональные и душевные муки, чувствуя несоответствие своего пола и неприятие со стороны окружающих. Поэтому они всецело нуждаются в нашей любви и внимании.
Тем не менее, при рассмотрении вопроса о вступлении таких лиц в брак уместно принять во внимание следующие факторы:
(1) Библия совершенно ясно учит, что план и замысел Божий предполагает вступление в брак двух лиц противоположного пола – мужчины и женщины. Гетеросексуальный характер брака был решительным образом подтвержден Иисусом, отвергавшим полигамию и гомосексуализм. Эти библейские нормы обязательны для человечества во все времена и при любых обстоятельствах. Следовательно, их необходимо придерживаться, размышляя о возможности вступления трансгендерных людей в брак.
(2) В настоящее время Комитет по этике Института библейских исследований исходит из предположения, что мужчина, хирургическим путем превращенный в женщину, должен считаться женщиной, а женщина, хирургическим путем превращенная в мужчину, – мужчиной, несмотря на то, что их новое состояние не является совершенным, поскольку предполагает постоянную зависимость от гормональной терапии. Если же трансгендерная личность не подвергалась операции по изменению пола, то Комитет предлагает рассматривать эту личность в качестве мужчины или женщины в зависимости от биологического пола, даже если эта личность выбрала себе имя, соответствующее противоположному, а не ее биологическому полу.
(3) Это может означать, что заключение брака между нетрансгендерным и трансгендерным лицами мужского пола, или нетрансгендерным и трансгендерным лицами женского пола, должно восприниматься как проявление гомосексуальных отношений[3], запрещенных Священным Писанием.
(4) Трансгендерную личность могут привлекать лица того же пола, но ей могут не нравиться гомосексуальные отношения (например, в качестве мужчины с другими мужчинами), и, по этой причине, такая личность может обратиться за операцией по изменению своего пола, открывающей путь к сексуальным отношениям с мужчинами, но уже в качестве женщины. Такое поведение, по-видимому, представляет собой замаскированную форму гомосексуализма, также противоречащую библейскому взгляду на гомосексуальные отношения.
(5) Что касается вопроса о том, обязан ли трансгендерный человек, сделавший операцию по изменению пола, попытаться восстановить свое прежнее состояние перед операцией, то мы не ожидаем таких попыток, поскольку в настоящее время операции по изменению пола имеют необратимый характер. При таком предположении было бы теоретически возможно допустить брак между трансгендерной женщиной и обычным мужчиной, или между трансгендерным мужчиной и обычной женщиной, если только операция по изменению пола не была проведена ради удовлетворения сексуальных желаний. Однако, даже если такой брак потенциально возможен, мы считаем, что трансгендерная личность, сделавшая операцию по изменению пола, должна воздержаться от стремления вступить в брак.
(6) Брак между нетрансгендерным и трансгендерным лицами может стать колоссальной проблемой, особенно если отсутствует полная прозрачность. Нетрансгендерному лицу нужно знать, что его будущая супруга/супруг первоначально была/был человеком такого же биологического пола. Некоторые супруги способны жить, зная о таком положении, в то время как в других случаях жить в браке с трансгендерным человеком оказывается сложно или невозможно. Кроме того, лица, желающие вступить в брак, должны заранее обсудить вопросы своих сексуальных отношений и наличия детей. Например, трансгендерный мужчина, сменивший свой пол на женский, не способен рожать детей естественным путем.
(7) Даже в том случае, если оба будущих супруга – трансгендерные личности, то мотивы заключения брака, вопросы сексуальной жизни, наличия детей, формирования семьи и пр. препятствуют вступлению в такой брак.
(8) В той же мере, в какой гетеросексуальный брак нетрансгендерных лиц является благословением, он также подразумевает их работу над собой и приспосабливание друг к другу. Этот процесс не завершается после нескольких месяцев или даже лет брака, но продолжается в течение всей супружеской жизни. В наши дни некоторые гетеросексуальные браки заканчиваются разводом даже спустя двадцать или тридцать дет по причине того, что супруги более не могут терпеть особенности характера и взгляды друг друга. Если это имеет место для супругов, не изменявших свою сексуальную ориентацию, то гораздо бóльшая проблема существует для лиц, вступивших в брак, но обремененных осознанием своего пребывания в теле человека противоположного пола. Брак не приносит психологического исцеления людям, мучимых проблемами половой принадлежности.
В силу описанных причин мы категорически не советуем трансгендерным личностям вступать в брак. Тем не менее, даже если Церковь не одобряет решение таких личностей вступить в брак, пастор общины должен по-прежнему заботиться о тех, кто находится на его попечении.
Операции по изменению пола[4]
Тот факт, что проблема трансгендерности приобретает социальное значение, ставит перед Церковью Адвентистов Седьмого Дня ряд важных вопросов. В частности, операции по изменению пола (называемые также хирургической коррекцией пола) ставят вопросы деликатного характера. Хотя проблема трансгендерности имеет важное значение, рамки настоящего документа ограничены и не позволяют представить методологические принципы в отношении операций по изменению пола. Мы признаем, что вопросы, связанные с такими операциями, имеют не только клинический характер, но затрагивают глубокие психологические переживания людей, стремящихся разрешить проблему собственной сексуальной ориентации. Эти люди нуждаются в нашей любви, молитвах, поддержке и наставлении.
В отношении операций по изменению пола перед верующими встают две группы вопросов. Во-первых, это касается возможности совершения таких операций для лиц, уже являющихся членами Церкви и испытывающих внутренние противоречия в связи со своей сексуальной ориентаций. Во-вторых, это касается лиц, уже сделавших операцию по изменению пола, а затем уверовавших в Иисуса Христа и пришедших в Церковь.
О верующих, желающих сделать операцию по изменению пола
Сексуальная ориентация обычно соответствует биологическому полу. Иногда, однако, генетические, хромосомные, гормональные и внутриутробные факторы могут делать неясной анатомическую половую дифференциацию. В этих случаях анатомическое развитие половых органов может приводить к различного рода аномалиям – от наличия определенно женских до наличия очевидно мужских признаков. Люди, имеющие от рождения наружные половые органы промежуточного типа, вполне могут прибегнуть к пластическим операциям.
Существует и другая группа людей, имеющих в анатомическом отношении вполне определенную – мужскую или женскую – сексуальную ориентацию, но отождествляющих себя с лицами противоположного биологического пола. Такие люди иногда обращаются с просьбой о хирургическом вмешательстве с целью изменить свои половые органы так, чтобы они приблизительно соответствовали признакам противоположного пола. К этой категории лиц относятся следующие замечания:
(1) Несмотря на то, что трудности и проблемы тех, кто считает себя трансгендерами, в чем-то соответствуют трудностям, переживаемым всеми людьми, мы осознаем специфичность их жизненной ситуации и ограниченность наших знаний в этой области.
(2) Будучи христианами, мы ищем водительства в Слове Божьем. Во-первых, с точки зрения Библии, человек – это психосоматическое целое. Это означает, что сексуальная ориентация человека не может быть полностью независима от его организма, как это часто утверждают. В действительности, согласно Священному Писанию, наша половая принадлежность в значительной степени определяется нашим биологическим полом, и авторство сексуальной ориентации принадлежит Богу (Быт. 1:27; 5:1, 2; Мк. 10:6; Пс. 138:13, 14). Во-вторых, Библия напоминает, что каждый человек, с присущим ему разумом и душой, является частью Творения, которое было искажено грехом (Рим. 3:9; 7:17; 8:20-23; Иер. 17:9; Гал. 5:17) и нуждается в Божьем обновлении (Рим. 12:2). Наши эмоции, чувства и представления не являются достаточно надежными свидетельствами Божьих намерений, идеалов и истины (Прит. 14:12; 16:25). Нам необходимо Божье водительство, получаемое из Священного Писания, чтобы определить наши насущные интересы (2 Тим. 3:16).
(3) Человек создан как сексуально нераздельное существо. Утверждение, будто сексуальная идентификация некоторых людей психологически несовместима с их биологическим полом, говорит о существовании серьезной психологической дихотомии. Такого рода психологическое нарушение или уязвимость отражает разрушающее воздействие греха на человеческую личность. Остается, однако, неясным, можно ли устранить подобное нарушение или уязвимость посредством операции по изменению пола. Такое хирургическое лечение может причинить еще больший вред пациенту.
(4) На сегодняшний день операции по изменению пола имеют необратимый характер. Лица, подвергшиеся такой операции, должны употреблять гормоны до конца своей жизни, и это свидетельствует о том, что операция не позволяет добиться полной сексуальной идентификации. Операция не решает проблему полностью. Ухудшает положение и тот факт, что люди, перенесшие эту необратимую операцию, могут измениться психологически в процессе своего развития и формирования личности, стремясь вновь изменить свою сексуальную идентификацию.
(5) В некоторых случаях операция по изменению пола может быть продиктована замаскированным желанием гомосексуальных отношений. Решение перенести такую операцию, чтобы удовлетворить собственное желание иметь сексуальные отношения с лицами того же пола, нарушает этические и нравственные библейские нормы, в соответствии с которыми сексуальная активность должна быть ограничена рамками гетеросексуального брака.
(6) Священное Писание призывает людей управлять своими эмоциями и страстями, подчиняя их водительству Христа (Гал. 5:24; Иак. 4:7). Сексуальное влечение и самосознание нельзя удовлетворять на том основании, что – поскольку они считаются нормальными и естественными – мы обязаны позволять им развиваться естественным путем. Грех и зло исказили природу человека, в том числе его половую идентичность и сексуальность. И хотя для приведения этих двух факторов в соответствие с библейским ценностями и принципами абсолютно необходима внутренняя дисциплина, Бог обещал через Своего Святого Духа помочь нам противостоять нашим греховным побуждениям и влечениям.
(7) В связи с тем, что хирургическое вмешательство не является выходом из ситуации, более вероятно обрести целостность и исцеление, научившись жить в состоянии реальной или кажущейся дихотомии сексуальной идентификации и опираясь на постоянную поддержку Господа.
В силу описанных причин Комитет по этике Института библейских исследований категорически не советует верующим подвергать себя радикальным и необратимым операциям и призывает пасторов и членов Церкви проявлять заботу и внимание к тем, кто испытывает трудности в связи с этим сложным вопросом. Если люди стремятся использовать операцию по изменению пола в качестве способа обойти библейские принципы, касающиеся человеческой сексуальности, и надлежащего способа удовлетворения сексуальных желаний, то они противятся открытой нам Божьей воле. Церковь должна оставаться верной своей приверженности воле воскресшего Господа, раскрытой в Священном Писании, и соответственно проявлять любовь к каждому.
О верующих, перенесших до своего обращения операцию по изменению пола
Ситуация становится еще более сложной, когда речь идет о лицах, подвергнувших себя операции по изменению пола до того, как они уверовали во Христа как своего личного Спасителя и Господа. Как должна реагировать Церковь, когда такие люди просят принять их в сообщество верующих? Чтобы ответить на этот важный вопрос, мы предлагаем следующие рекомендации:
(1) Мы должны относиться к таким людям с любовью и уважением, проявляя серьезную заинтересованность в их благополучии. Беседуя с ними, необходимо делать все возможное, чтобы не усугубить эмоциональное состояние новообращенных. Христианская любовь не подразумевает, что нам нужно усилить душевные страдания людей, травмируемых большую часть своей жизни.
(2) Нам следует признать, что Бог призвал этих людей к спасению в том состоянии, в котором Он нашел их, лишенных цельности, и они откликнулись на Его призыв.
(3) Нам не следует принуждать этих людей аннулировать результаты перенесенной ими операции. Хотя Господь находит нас лишенными цельности и, следовательно, желает нас преобразовать и восстановить, можно оспорить утверждение, будто новообращенным действительно следует приступить к медицинской трансформации, которая, насколько возможно, вернет их физически в состояние перед операцией. Такие попытки могут привести к серьезным проблемам, поскольку полная медицинская трансформация остается невозможной, и даже частичный ее результат может подвергнуть серьезной опасности здоровье этих лиц.
(4) Мы не должны отказывать в присоединении к Церкви лицам, сделавшим операцию по изменению пола, которые преданы Господу и Его воле. Единственное, что мы вправе сделать – это требовать от них того, что Библия требует от всех нас: позволить Духу Господнему внутренне исцелить нас, проявлять нравственную чистоту и непорочность сексуальной жизни, с радостью ожидая того момента, когда Господь восстановит целостность каждого из нас[5].
Необратимый характер операций по изменению пола, способность Господа затронуть сердца трансгендерных людей, приняв их как Своих детей, а также признание того факта, что все наши тела еще не искуплены (Рим. 8:23), побуждают нас быть крайне осмотрительными в общении с такими людьми. Следуя в служении ближним примеру Христу, мы должны проявлять к ним внимание и заботу, стремясь быть полностью приверженными Богу и открытой Им воле.
[1] Используются также термины «хирургическая коррекция пола», «хирургическое изменение пола», «хирургическая смена пола» и «операция перемены пола».
[2] О том, рекомендует или отвергает Комитет по этике Института библейских исследований перемену пола, см. «Заявление по вопросу об операциях по изменению пола».
[3] См. два официальных заявления Церкви АСД по вопросу о гомосексуализме: http://www.adventist.org/information/official-statements/statements/article/go/0/homosexuality/vitality/service/ и http://www.adventist.org/information/official-statements/statements/article/go/0/same-sex-unions/beliefs/en/.
[4] Комитет по этике Института библейских исследований выражает признательность Анхелу М. Родригесу, на статье которого основан настоящий документ (см., напр., https://adventistbiblicalresearch.org/sites/default/files/pdf/sex-change%20surgery.pdf
[5] Чтобы ознакомиться с дискуссией по вопросу о трансгендерности и браке, см. соответствующее заключение Комитета по этике Института библейских исследований.