«Помни день субботний — да будет священным он для тебя! Работай шесть дней и делай всё, что необходимо, а седьмой день — суббота, день, посвящаемый Господу, Богу твоему. Никакой работой не занимайся в сей день, и не только ты сам, но и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и скот твой, и человек пришлый, у вас поселившийся. Ибо Господь за шесть дней создал небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой Он пребывал в покое. Потому и благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8–11).
«Семь» — это еще одно примечательное число в Библии. Наиболее отчетливо оно просматривается в заповеди о субботе. Бог учредил субботу в Эдеме как памятник Творения. Иисус почтил ее, находясь в покое в гробнице Иосифа.
Число «семь» также фигурирует в истории Иакова. Именно столько лет он работал за Рахиль (см. Быт. 29:20). Нееман семь раз окунулся в Иордане (см. 4 Цар. 5:10); семь лет составлял сельскохозяйственный цикл в Израиле (см. Исх. 23:10, 11); семь раз нужно было покропить кровью роги жертвенника (см. Лев. 16:19); Иисус использовал число «семь» в подсчете допустимого количества прощений (см. Мф. 18:22); в книге Откровение упоминаются семь церквей (см. Откр. 1:11); Христос ходит посреди семи светильников (см. Откр. 1:13) и держит в руке семь звезд (см. Откр. 1:16).
В этих и во многих других случаях использования этого числа можно увидеть следующее: а) Божий милостивый завет с Его творением заключен навечно; б) Бог заверяет нас в том, что однажды Он завершит работу по восстановлению греховного мира; в) Божья милость не отменяет нашего послушания; г) повеления Божьи священны.
И все же самое значительное использование числа «семь» мы находим в недельном цикле, где оно указывает на субботу — единственный день, который Бог отделил, благословил и освятил.
Более желанным седьмой день могут сделать предшествующие ему шесть дней труда. Невозможно ощутить полноту радости от «святого седьмого дня», если не выполнять добросовестно свои обязанности в остальные шесть. С Божьей помощью этот день приносит благословенный покой и отраду.