Роль закона и цель Евангелия

Закон добр, если кто законно употребляет его… закон положен не для праведника, но для беззаконных… и для всего, что противно здравому учению (1 Тим. 1:8-10).

С момента основания Церкви и все последующие века роль закона была яблоком раздора в христианской среде. Закон и сейчас остается предметом спора между адвентистами, баптистами и прочими христианами. Изначально эти прения возникли отнюдь не на пустом месте, у них была социальная почва, в которой дало ростки христианство, — иудаизм. Со времен возвращения из вавилонского плена большинство иудейских вождей радели за строгое соблюдение Моисеева закона, видя в нем профилактическое средство от следующего изгнания. Подавляющее большинство первых последователей Иисуса Христа были иудеями, поэтому ценность законопослушания воспринималась ими как само собой разумеющееся. Затем в Церковь потоком устремились язычники, и тут же разгорелись споры о том, в какой мере должны они соблюдать заповеди закона.

Позднее, в силу акцента, который делала католическая церковь на добрых делах, эта дискуссия разгорелась вновь, когда твердо встала на ноги протестантская Реформация. Затем, в сравнительно недавние времена эта тема всплыла в очередной раз, когда адвентисты познали «истину о субботе», а внутри нашей деноминации эти споры продолжаются по сию пору.

Павел, возражая сторонникам закона из числа иудео-христиан, заявил, что христианское вероучение не было антиномичным (направленным против закона). Закон играет важную роль, но… Вот что выдвигает на передний план наш сегодняшний памятный текст: «Закон добр, если кто законно употребляет его» (1 Тим. 1:8). Что это за законное употребление? Он был дан «не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» (стих 9). На этом Павел не останавливается и продолжает «беззаконный» ряд: «Для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, лжецов, клятвопреступников» (стихи 9, 10). Ясно, что Павел не считал, что закон обладает непреложной значимостью для обращенных христиан. (Разве описанное им поведение укладывается в понятие христианского образа жизни?)

Эти слова подводят нам к тому, что Павел рассматривал как цель Евангелия. Из этих слов следует, что, хотя закон и был «положен… для беззаконных», жизнь христианина ни в коем случае не должна быть отмечена явлениями, подпадающими под осуждение закона. Нет, «цель… есть любовь» (стих 5). Любовь есть цель Евангелия — любовь, проистекающая из трех источников: «От чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (стих 5).

"Мозаика Божьего величия" - вечерние чтения для семьи на 2013 год

Электронный вариант Вечернего Стража предоставлен издательством “Источник жизни”. Вы можете приобрести Вечерний Страж в Книжных центрах вашего региона.
 
Скачать чтения “Мозаика Божьего величия” (2.6 MB)