«Господь продолжал: „Я вижу, давно уже вижу, какие муки терпит народ Мой в Египте, слышу его отчаянные вопли под ударами надсмотрщиков, ве́домы Мне страдания народа Моего”» (см. Исх. 3:7).
Рождение Моисея пришлось на самое тяжелое время для еврейского народа. Правители Египта сделали жизнь своих рабов несчастной во всех отношениях. Было несколько евреев, в том числе Бецалел и Оголиав, которые работали на египетских предприятиях «по золоту, серебру и меди» (Исх. 35:32) и пользовались кое-какими привилегиями, но основная масса народа была просто рабочей силой, вынужденной жить и трудиться в унижении и под гнетом. Поэтому когда дочь фараона нашла маленького мальчика, спрятанного в тростнике, для бедствующего народа Божьего началась новая лучшая эра.
Социальные и экономические условия общества во время рождения Иисуса были безрадостными не только для евреев, но и для всего мира. Исаия пророчествовал, что при Его пришествии будет так: «Тьмой вся земля покрыта, лег на народы мрак» (Ис. 60:2). В самом деле, люди достигли предела в нравственном и физическом распутстве. Четыре тысячи лет тирании греха сделали людей по внешнему виду и поведению больше похожими на диких животных, чем на творений, созданных в Эдеме.
Когда пришел Иисус, свет человеческого интеллекта уже почти погас под воздействием грехов идолопоклонства, колдовства, вражды и невоздержанности. Страшные болезни распространялись на крыльях заразных насекомых, носимых сильными ветрами; невежественное лечение врачей причиняло больше боли и страданий, чем симптомы, которые они лечили; умопомешательство стало привычным делом, а продолжительность жизни редко превышала 30 лет. И в такую грязную, бедственную, несчастную атмосферу вступил Иисус.
Его также пришлось скрыть от гнева злого правителя. Но свет, исходивший от Его лица в яслях, был очевидным явлением славы небес, и он привлек людей и ангелов для поклонения Ему. Рожденный без пятна и оттенка греха, Он был лучшим подарком, который могли предложить Небеса. Его рождение положило начало новому дню для измученного человечества. Сам Бог, сострадая нашей порабощенной планете, «так полюбил этот мир, что пожертвовал Сыном Своим единственным» (Ин. 3:16). Он стал совершенным противоядием от наших болезней, окончательным решением нашей проблемы и единственной надеждой на спасение.