Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне (Зах. 9:12).
Тема надежды бесконечна, потому что боль, которую мы терпим в этом мире, тоже бесконечна и неизбежна. Невидимыми цепями мы прикованы к проблемам, причиняющим нам страдания, от которых мы сами не можем избавиться. Еще до появления письменных философских трудов древние греки создали мифы, в которых пытались объяснить испытываемые нами в этом мире страдания. В мифе о Прометее этот титан Олимпа похитил у богов огонь и дал его людям. В качестве наказания Зевс приказал приковать Прометея к скале. Каждый день туда прилетал орел и выклевывал у провинившегося печень; но, поскольку Прометей был бессмертен, его печень за ночь снова отрастала; таким образом, причиняемые орлом страдания продолжались бесконечно.
Однажды Геракл, сын Зевса, сжалился над Прометеем и, убив орла, освободил несчастного от его цепей. Так в древности люди рассматривали возможность решения человеческих проблем: освободитель Геракл был их надеждой. Позднее Аристотель сказал: «Надежда — это сон наяву».
Эта идея, хотя и языческая по форме, по своей сути перекликается с учением Писания. Действительно, тема надежды была и до сих пор остается великой вестью библейского откровения, решением проблемы человеческих страданий — не только в отдаленном будущем, согласно эсхатологическому обетованию, но и в нашей повседневной жизни. Мы можем сказать, что для человека, верующего в Иисуса Христа, перспектива жизни открыта, у него есть убежище и защита от страха и страданий.
Недалеко от Нассау, Багамы, на небольшом холме находятся руины великой крепости, защищавшей город от пиратских набегов. Ни одно судно не могло приблизиться к берегу — по нему открывали огонь. В случае возникновения угрозы нападения жители Нассау уходили из города и прятались в крепости. В городе они были свободны, а за стенами крепости оказывались пленниками, но пленниками надежды. Покинуть крепость во время осады означало подвергнуть свою жизнь опасности.
Вот о какой надежде говорится в нашем сегодняшнем стихе. В Господе, являющемся нашей твердыней, нашей крепостью, мы — пленники надежды. Мы покоимся в руках всемогущего Бога, находясь под Его защитой, с ликованием и надеждой ожидая вечности.